Грамотный житель Нерехты подал встречный иск, утверждая, что местная теплосеть оказывает ему некачественные услуги. И что самое интересное, выиграл его! Одна из основных претензий истца заключалась в том, что местные коммунальщики не проводят так называемую химподготовку воды. Эта абсолютно безвредная для здоровья процедура позволяет значительно увеличить срок службы труб, по которым подается горячая вода в квартиры.
Дело в том, что кислород и углекислый газ, которые содержатся в воде в большом количестве, ускоряют процесс коррозии металла и образуют на стенках труб накипь. Существуют нормативные документы, обязывающие коммунальщиков проводить так называемую деаэрацию воды, позволяющую уменьшить в ней содержание кислорода и углекислого газа до предельного минимума. Более того, сразу два ведомства - Госгортехнадзор и Госэнергонадзор - обязаны следить, чтобы эти требования выполнялись неукоснительно. Однако на самом деле в подавляющем большинстве случаев такая процедура не производится. В результате резко снижается нормативный срок службы труб и теплосетей горячего водоснабжения: сейчас он составляет от 5 до 9 лет, в то время как должен достигать 20-25 лет. Стоит ли после этого удивляться тому, что тарифы на коммунальные услуги в городах год от года растут как на дрожжах.
- Почему-то принято считать, что рост тарифов на коммунальные услуги напрямую зависит от роста цен на топливо и электричество. На деле же львиная доля денег расходуется на ремонт котлов и теплосетей, - считает эксперт в области ЖКХ кандидат технических наук Владимир Ванин. - Безусловно время от времени такие работы проводить нужно. Однако в большинстве случаев такие траты относятся к сверхнормативным и напрямую зависят от того, как эксплуатируются коммуникации. Яркий пример - деаэрация воды, которая во многих случаях попросту не производится. В результате срок службы систем горячего водоснабжения сокращается в 2-3 раза. Характерно, что государственные инспекции строго следят за тем, чтобы химподготовка воды производилась на крупных теплоэнергетических предприятиях, и практически не контролируют ЖКХ. Сами же коммунальщики, пользуясь монопольным положением, в снижении потерь, связанных с аварийно-ремонтными работами, не заинтересованы, поскольку это приведет к значительному сокращению финансирования. По некоторым оценкам, экономия может достигать 60 процентов.
Таким образом, поставщик, поставляя продукцию низкого качества, буквально вынуждает потребителя оплачивать свои явно завышенные затраты.
Так что вполне логичным выглядит право каждого гражданина не идти на поводу у безответственных коммунальщиков, а обращаться в суды и не платить. Не платить за услуги, которые нам просто не предоставляются. Более того, по мнению специалистов, чем больше людей таким образом заявят о своем несогласии с недопустимым положением дел в ЖКХ, тем скорее пойдет реформа этой сферы российской действительности, которая так необходима всем нам.
Что же касается нерехтинских коммунальщиков, то с них хватило и одного суда. Местная теплосеть в срочном порядке наладила химподготовку воды в котельной.