21.09.2004 03:40
Происшествия

Возбуждено дело по факту убийства задержанного

Прокурор Москвы Анатолий Зуев возбудил уголовное дело по убийству свидетеля
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3583)
Читать на сайте RG.RU

Известно, что бывшего подводника Александра Пуманэ задержали в половине второго ночи в центре города оперативники, патрулировавшие Спиридоньевский переулок. Потом доставили куда следует, потом допрашивали, а позже, к четырем утра отвезли в Институт скорой помощи имени Склифосовского, где спустя несколько часов он умер, не приходя в сознание. ГУВД Москвы оперативно сообщило, и это поначалу было повторено прессой, что расстроенный несостоявшийся пособник террористов умер от инфаркта. Позже пришла информация, что Александр Пуманэ скончался от телесных повреждений. По предварительному диагнозу, как сказали в Склифе, смерть наступила в результате большой гематомы мозга.

- При каких обстоятельствах погибший получил телесные повреждения, явившиеся причиной смерти, именно на этот вопрос предстоит ответить следствию,- сказал "Российской газете" прокурор Москвы Анатолий Зуев. А еще прокурор заявил, что возбуждено уголовное дело по этому факту сразу по двум статьям - превышение должностных полномочий (ст. 286 ч.3) и причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть (ст. 111 ч.4). Пока, как говорит Анатолий Зуев, идет прокурорская проверка.

Насколько стало известно "РГ", при допросе Александра Пуманэ присутствовало очень много людей. И это были самые разные службы - ФСБ, розыскники, специалисты по борьбе с оргпреступностью. Наши источники говорят, что всю ночь, вернее, те несколько часов, пока задержанный находился на допросах, людей в кабинете было много. Цифры, правда, называют разные - от десятка оперативников, до сотни. И еще известно, что Пуманэ несколько раз выводили из кабинета и приводили снова.

Даже если не говорить о законе, по которому нельзя поднимать руку на человека, все равно остается неясным: а зачем надо было бить вообще? Ведь в руки милиции попал не известный террорист, который будет молчать до конца, а неподготовленный к подобному человек. Любым операм известно, что такие люди, пережив шок задержания, рассказывают сами все и сразу.

В пользу именно такой версии говорит и рассказ тех двух оперативников, которые и задержали Александра Пуманэ. Ведь взяли-то его случайно, не в ходе специальной операции: просто в этом месте центра Москвы последнее время массово угоняли машины, и район был под наблюдением. Двое оперов заметили мужчину, который нервно пытался завести машину, и задержали его именно потому, что вместо ответа на обычный вопрос водитель стал заикаться, потел и у него затряслись руки. Да и "раскололся" он сразу на месте - умолял не задерживать и предлагал за это деньги.

Подобный трагический исход скорее всего объясняется вот чем. Не секрет, что наши правоохранительные ведомства постоянно делят лавры. А в случае, когда в центре столицы задержан автомобиль со взрывчаткой, да еще имеется в наличии живой водитель - это просто подарок судьбы. Можно его "раскрутить по-быстрому", отрапортовать о раскрытии и предотвращении действительно громкого теракта, тогда награды и повышения посыпятся, как из рога изобилия. Но тут огромную роль играет фактор времени - торопиться надо, пока какая-нибудь из соперничающих структур на забрала задержанного вместе с будущими лаврами. Вот и поторопились.

Грустно, что в таком раскладе органами берется в расчет все - медали, звездочки на погоны, благодарность начальства. Все, кроме нас с вами. Ведь именно кропотливая и вдумчивая работа действительно может предотвратить взрывы и жертвы. А для этого нужен живой и здоровый, дающий показания человек. Это гарантия того, что население будет жить спокойно, а террористов будут ловить. Но в списке приоритетов наших борцов с терроризмом именно мы-то и "не стояли".

Криминал Должностные преступления ГУМВД Москвы