Из 77 нынешних конкурсантов 20 - представители сильного пола. На самом же деле доля учителей-мужчин в российских школах значительно меньше. Однако на конкурсе "Учитель года" вот уже семь лет главный приз - "Хрустальный пеликан" - достается именно им. Яркие личности, эти педагоги становятся делегатами от учительства на весь год, выступают перед министрами и депутатами, представляют интересы коллег на всех уровнях.
Больше всего на конкурсе этого года преподавателей словесности - 15 учителей русского языка и литературы. На втором месте историки - 13 человек. А вот третье место по представительству неожиданно заняли учителя иностранного языка. В Москву приехали 11 преподавателей английского, немецкого, французского и даже итальянского языков. Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки российского учительства Людмила Епихина поделилась с корреспондентом "РГ" некоторыми секретами "кухни" конкурса. Например, в конце состязания каждый конкурсант получит экспертное заключение членов жюри, чтобы было понятно, на каких этапах он потерял очки. Дабы потом не возникли обиды.
Номинаций, как в прошлые годы, не будет. Конкурсантов разобьют на девять групп - по предметам. Пятерка победителей будет названа за день до церемонии награждения - 28 сентября. Все пятеро станут обладателями малого "Хрустального пеликана". Имя "Учителя года-2004" объявят 29 сентября со сцены концертного зала "Россия".
Конкурс "Учитель года" зародился в Америке еще полвека назад. А в 1990 году идею подхватили и у нас. По инициативе "Учительской газеты" был создан оргкомитет конкурса "Учитель года СССР", который после распада Советского Союза стал "Учителем года России".
Призом лучшему учителю решено было сделать "Хрустального пеликана" - птицу, символизирующую самопожертвование и самоотречение. Она разрывает грудь и собственной кровью поит своих птенцов.
Первым победителем конкурса стал Александр Сутормин, преподаватель русского языка и литературы Попковской средней школы Чернского района Тульской области. Вторым и последним "Учителем года СССР" был назван минский физик Валерий Гербутов.
Первым "Учителем года" независимой России стал Артур Заруба, преподаватель музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области. Кстати, написанная им песня стала гимном конкурса. Глава московского Департамента образования Любовь Кезина, растрогавшись тогда до слез, подарила Артуру Викторовичу сценический белый рояль.
История конкурса не была безоблачной. Скажем, в прошлом году Москва обиделась за свою конкурсантку, которую все прочили в абсолютные победители, но она так и не получила высшую награду. Столичный департамент образования даже направил письмо в минобразование, в котором заявил о своем несогласии с методикой проведения соревнования и о решении приостановить участие в нем Москвы. По мнению департамента, конкурс становится все более нечестным и политизированным. Тем не менее столичный учитель истории и права Андрей Лукутин примет участие в "Учителе года-2004".
Любопытно проследить, как складывались судьбы учителей после конкурса. Большинство победителей остались работать в школе. Это был гигантский толчок к их профессиональному росту. У кого-то - по горизонтали: они продолжали совершенствоваться в профессии учителя. Некоторые стали директорами школы, как Игорь Карачевцев. Двое победителей - Виктор Башмаков и Зинаида Климентовская - получили звание "Народный учитель РФ". Некоторых учителей пригласили работать в министерства образования их регионов.
В 2002 году на конкурсе победил учитель немецкого языка из Гатчины Игорь Смирнов. А в этом году Игорь Борисович стал профессором и заведующим кафедрой методики преподавания иностранных языков Ленинградского областного университета им. Пушкина. Теперь готовит учителей иностранных языков.
Михаил Нянковский хотя и продолжает учительствовать в Ярославле, но занялся книжным бизнесом, работает в издательстве и мечтает о том времени, когда труд учителей будет оцениваться по достоинству.
"Учителя года" не теряют связи друг с другом, они объединились в клуб. Ездят по городам и весям, дают мастер-классы, организуют методические поезда в отдаленные районы.
Но есть и печальные примеры. Тех учителей, которые не пробились в группу сильнейших, на родине встречали отнюдь не цветами, а упреками. Очень обидно: ведь многие учителя едут в Москву даже за свои кровные. Чтобы увидеть лучших, приобщиться, понять, чем дышат коллеги.
мнения |
Игорь Карачевцев,
"Учитель года-2003", г. Санкт-Петербург:
- На X слете учителей года, который проходил в Петербурге, министр Андрей Фурсенко задал мне вопрос: "В чем смысл обучения в школе?" Я ответил: "Приобрести знания об окружающем мире". Но так как знания о мире быстро меняются, то смысл учения сегодня сводится к постижению тех механизмов, с помощью которых ты постоянно сможешь обучаться. Значит, смысл обучения в школе - привить школьникам навыки активного самообразования.
Нынешние ребята жадные до знаний. Но мне порой кажется, что та информация, которую они впитывают как губка, - слишком сиюминутна. Она, как правило, из области экономики, информатики, иностранных языков. Школьники уловили, что сейчас востребовано именно это, и ориентируются больше на практику, чем на фундаментальные познания. Фундаментальность - "конек" нашей школы - может постепенно исчезнуть. Увы, историю, литературу учащиеся считают предметами для досуга, а не для дела.
Михаил Нянковский,
"Учитель года-1994", г. Ярославль:
- Я двадцать лет работаю в школе. Дети очень меняются: за это время сменилось как минимум четыре "формации". Поколение 80-х было вполне советским, мы легко находили контакт. Их мировоззрение почти ничем не отличалось от нашего. Дети в период перестройки были очень жадными до всего нового, они даже опережали учителей в чтении новинок литературы и периодики. Потом появились ребята более практичные. А сегодняшняя ситуация меня настораживает. Пару лет назад очень серьезным мотивом обучения было поступление в вуз. Теперь старшеклассники четко знают, что если у родителей денег нет, то они никуда не поступят. От самого ребенка поступление в вуз почти не зависит. Поэтому они стали и к учебе относиться куда прохладнее.
Кое в чем виноваты и мы, учителя. Последние десять лет мы очень активно учили ребят высказывать свое мнение. И так далеко в этом зашли, что они слышат теперь только себя и не готовы воспринимать чужое мнение. Даже великие писатели для них не авторитет. Они готовы спорить с ними еще до того, как поняли их позицию.
Реформа образования нужна, но не ЕГЭ спасение для школы. Старение учительских кадров - вот колоссальная проблема. Учитель сегодня работает практически бескорыстно. Как можно учить ребенка, увешанного мобильными телефонами, когда у тебя одни-единственные туфли? Но если раньше учителя держали в школе любовь к детям и интерес к профессии, то теперь, с введением ЕГЭ, многие уйдут. К ЕГЭ нужно просто натаскивать, а творческому учителю это неинтересно.
Игорь Смирнов,
"Учитель года-2002", г. Гатчина Ленинградской области:
- Звание "Учитель года" - не красивая вывеска. Оно ко многому обязывает. Это значит, что тебе есть что сказать своим коллегам, учителям. И мы решили "пойти в народ". Наш региональный клуб учителей года решил снарядить методический поезд по отдаленным районам области. Встречи с учителями сельских школ прошли на ура. Наверное, это самое главное в конкурсе: то, что он не одноразовая акция, а постоянная работа над повышением учительского мастерства.