10 марта 2004 года постановлением Совета Министров Союзного государства принят план мероприятий по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. Этот, пожалуй, самый актуальный на сегодняшний день вопрос включен в повестку дня очередного заседания союзного Совмина. Что уже сделано для обеспечения реального равноправия и что предстоит сделать в ближайшее время, какие проблемы необходимо решить? Корреспондент "СОЮЗа" беседует с руководителем представительства Постоянного Комитета Союзного государства в Минске Василием Шолодоновым.
- Василий Иванович, сегодня большинство белорусов и россиян говорят однозначно: мы должны стать равноправными гражданами. Что же тогда мешает узаконить в самое ближайшее время желание наших народов? Говорим об этом много, а что реально делаем?
- Вот именно, одно дело говорить и совсем другое - прийти к доработанным, взвешенным решениям двух государств по всем аспектам этой важнейшей проблемы. Ведь за двумя словами - "равные права" - стоит множество конкретных моментов, необходимость двустороннего согласования огромного количества документов на уровне министерств и ведомств с последующим окончательным согласованием на уровне правительств. На сегодняшний день, к сожалению, есть определенные различия как в белорусских и российских законах, так и в нашей правоприменительной практике. Согласовать приемлемые для двух сторон изменения - труд кропотливый и долгий. Это уже не эмоции, это конкретные юридические вопросы, законы и подзаконные акты, где каждое слово должно быть выверено.
- С каким багажом конкретных дел и предложений по обеспечению равных прав мы подходим к предстоящему заседанию Совета Министров Союзного государства?
- Прежде всего сегодня активно изучается возможность внесения изменений в национальные законодательные акты, регламентирующие правовое положение иностранных граждан на территориях государств - участников Союзного государства с целью исключения граждан Беларуси и России из перечня "иностранцев". Доклад об этом будет представлен на предстоящем заседании Совета Министров, и, если стороны придут к соглашению, межведомственной рабочей группе поручат подготовить проект межгосударственного договора о правовом положении граждан Республики Беларусь на территории РФ и граждан Российской Федерации на территории Беларуси. Кроме того, Постоянным Комитетом Союзного государства подготовлен проект положения о порядке согласования проектов национальных нормативных правовых актов в области обеспечения равных прав граждан Союзного государства. Этот документ, доработанный Министерством юстиции Беларуси, вместе с проектами директив Совета Министров и Высшего государственного Совета Союзного государства представлен на рассмотрение российской стороне.
- Означает ли это, что в самом ближайшем будущем белорусы и россияне перестанут быть друг для друга иностранцами?
- Трудно сказать, сколько времени потребуется, но процесс в этом направлении идет. И здесь многое зависит от активной позиции тех, кто работает над этими документами, от жесткого контроля со стороны союзного правительства. В настоящее время подготовлено к подписанию Соглашение между правительствами Беларуси и России об использовании миграционных карт единого образца. Это значит, что прибывающие на территорию наших стран иностранцы будут заполнять миграционные карты единого образца, с которыми смогут свободно перемещаться по всей территории государств - участников Союзного государства.
На стадии предварительной разработки проект соглашения между Россией и Беларусью о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства на территориях обоих государств. Уже сегодня граждане Беларуси, прибывшие в Россию, регистрируются на 90 суток с последующим продлением отметки о регистрации в установленном порядке (ранее срок первоначальной регистрации составлял один месяц). Отмена регистрации, если будет подписано названное соглашение, станет новым кирпичиком в нашем союзном строительстве. К концу года планируется завершить согласование проекта соглашения между нашими правительствами о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси в российских, а гражданам России в белорусских учреждениях здравоохранения. Собственно, белорусская сторона уже сделала здесь в одностороннем порядке шаг вперед: по распоряжению Министерства здравоохранения, в порядке исполнения статьи 18 Договора о создании Союзного государства, оказание медицинской помощи российским гражданам, имеющим вид на жительство, должно быть обеспечено на бесплатной основе на всей территории Беларуси.
- Очень многих россиян и белорусов интересует, как идет унификация наших законодательств в социально-трудовой сфере и в области пенсионного обеспечения. Проще говоря, будут ли наши граждане пользоваться равными социально-трудовыми и пенсионными правами на всей территории Союзного государства?
- На основании Договора о создании Союзного государства, Минтруд России и Минтруд Беларуси в 1999-2001 годах реализовывали Программу совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. В 2002 году программа признана выполненной. Однако сегодня назрела необходимость в новой союзной программе в социально-трудовой сфере. Министерство труда и социальной защиты Беларуси в контакте с российскими коллегами уже разработало предложения по разработке программы совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2004-2008 годы. В чем ее суть? Между Россией и Беларусью уже сложились тесные интеграционные связи. Формирование единого экономического пространства и общего рынка труда ведет к повышению трудовой активности населения, но одновременно требует проработки проблем, возникающих в новых трудовых и производственных условиях, в том числе проблем найма и увольнения, профессиональной пригодности работника, регламентации и нормирования труда, его оплаты, охраны и безопасности труда, получения устойчивых доходов, социальной защиты и социального страхования. В предлагаемой программе предусматриваются взаимосогласованные меры по дальнейшей отработке социальной модели Союзного государства. Главная цель - создание равных возможностей в социально-трудовой сфере для граждан Беларуси и России. И если предыдущая, выполненная программа, позволила сделать в этом направлении первые шаги, то новая должна способствовать практически полной унификации наших законодательств в социально-трудовой сфере. Безусловно, работа предстоит большая и напряженная, и рассчитывать здесь на какие-то скороспелые выводы и решения вряд ли приходится.
Теперь о пенсионном обеспечении. Тем же белорусским министерством разработан соответствующий проект соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в этой сфере. Согласно этому проекту стороны будут обязаны предоставлять на своей территории постоянно проживающим или работающим гражданам другой стороны, а также членам их семей одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пенсионное обеспечение.
Между тем здесь пока очень много сложностей и нюансов. В России сегодня активно реформируется система пенсионного обеспечения, в частности, введен обязательный накопительный элемент, и государственное пенсионное страхование будет осуществляться как за счет текущих поступлений, так и за счет накопления части обязательных страховых взносов. В Беларуси эти вопросы пока на стадии проработки. Так что сейчас трудно сказать, как быстро и в какой форме мы придем к единому знаменателю с россиянами по пенсионному обеспечению. Работа продолжается. Думаю, будет и результат, который устроит и белорусов, и россиян.
- Василий Иванович, как же так получается: вроде белорусские и российские министерства и ведомства действуют согласованно, решая вопросы обеспечения равных прав. Почему же тогда дело продвигается так медленно?
- Знаете, с позиции обычного человека может порой показаться, что та или иная сторона тормозит процесс интеграции. В действительности же никакого намеренного торможения нет. Другое дело, что при согласовании вопросов, в том числе и по равным правам наших граждан, позиции могут по отдельным моментам не совпадать, и это вполне нормально в отношениях двух суверенных государств.
Подписывая Договор о равных правах граждан, мы поначалу не представляли в полной мере, какой огромный непаханый пласт с юридической точки зрения нам предстоит поднять. Договор отражает наши намерения и обязательства друг перед другом привести свои законодательные нормы в соответствие с его требованиями. И надо ли удивляться, что после того, как мы не один год жили врозь, сейчас, когда строим Союзное государство, возникает столько проблем? Тем не менее наша позиция здесь остается спокойной и взвешенной. Мы намерены работать над обеспечением равных прав наших граждан вместе с российскими коллегами, которые, я уверен, так же, как и мы, заинтересованы в скорейшем решении этой проблемы. Надо работать четко и грамотно, чтобы наши соглашения были безупречными с юридической точки зрения и имели реальную, законную силу на территории всего Союза.