Воскресенье. Утро. Осень. В Александровский сад со стороны Манежной подтягиваются люди - молодые и не очень, с цифровыми фотоаппаратами и без всяких признаков причастности к фотоискусству. У входа их встречает человек в серо-голубой футболке с надписью "Фотокросс". Он сообщает о правилах соревнования, штрафах и призовых баллах.
- Себя снимать нельзя. Кроме случаев, оговоренных в задании.
- А если это часть тела? - спрашивает юноша в очках.
- В принципе нельзя. Надеюсь на вашу сознательность.
- За невыполненное задание будем штрафовать! - присоединяется к человеку девушка в такой же футболке. Но ее угроза особо никого не пугает.
Молодого человека в футболке зовут Владимир Кудинов, девушку - Мария Иванова. Они - оргкомитет московского соревнования фотографов-любителей под названием "Фотокросс". Мария нервничает: человек, который должен привезти списки команд, зарегистрировавшихся в Интернете, задерживается. Решено перерегистрировать всех присутствующих на месте.
Вкратце история конкурса. Фотокросс появился в Москве весной 2004 года и сейчас проходит в Москве, Минске, Санкт-Петербурге, Киеве. Придумал его москвич Алексей Ткачев. Идея фотокросса проста как все гениальное. Есть люди, которые фотографируют, и среди них есть немало желающих себя показать и на других посмотреть. Условия и правила фотокросса составлены как раз для таких бойцов "фотопехоты". Организаторы же в свою очередь взяли на себя труд найти спонсоров, экспертов-судей и сделали все для того, чтоб об их мероприятии узнало как можно больше народу.
Ровно в полдень раздается команда "Старт". Участники вскрывают конверты и знакомятся с заданием. Кирилл из команды "Дубейснами" любезно согласился взять корреспондента "РГ" на кросс и тоже читает конкурсные задания.
- Просто сегодня все. Не то что в прошлый раз, - его первая реакция.
Кирилл дает листок мне. Наибольшее количество подъемных кранов в одном кадре, городские глубины, ожидание осени, ускорение, монстр, точка опоры, незамеченная деталь, люди фотографируют. На первый взгляд все задания просты и понятны, но когда начинаешь прикидывать, где найти то, что будет в кадре, чтоб это было не банально, фотографично и интересно - простота пропадает.
У забора, где продолжают выдавать задания опаздывающим, по-прежнему царит оживление. Оказывается, для тех фотолюбителей, у кого нет своей аппаратуры, организаторы попросили у спонсоров несколько камер напрокат. И сейчас идет распределение этих фотоаппаратов среди участников.
Большинство же команд уже кинулось снимать задания - "кроссы". Наконец, подходят Саша и Юра, и наша команда в сборе.
Идем улочками и переулками в сторону Мясницкой. По дороге заглядываем за все глухие заборы. Почему-то кажется, что там, укрытая от прохожих, таится наша фотографическая удача. Разговор заходит об увлечениях. Кирилл рассказывает об урбанрейсе.
- Это такой кросс по пересеченной местности в городе. Сначала на велосипедах, потом бегом. Один чек-поинт был в подвале закрытого цеха завода ЛОМО в Питере. Представляешь, на улице жара, а там, в подвале, вода и глыбы льда. Организаторы сказали за веревочные ограждения не заходить - "Сразу утонете". А у нас с собой не то что сапог, носков запасных не было. У меня потом месяц кожа с ног облезала - так обморозился...
За этой отвлеченной беседой подходим к Мясницкой. Справа по курсу гигантский котлован.
- Вот это глубина! - присвистывает Кирилл
На дне - рабочие и пара мужчин в костюмах. Один в позе Ленина - правая рука вытянута вперед и вверх - что-то говорит собеседнику. Отличный кадр. Но найти удачную точку для съемки не удается - повсюду мешают всевозможные трубы, балки и строительная техника.
Несколько сотен метров проходим, заглядывая во все подвалы, колодцы, решетки водостока. Ищем "Московские глубины".
- Вот бы залезть в колодец и снять снизу вверх - мечтают ребята. Но как назло - по пути ни одного подходящего колодца с открытым люком. К тому же все хорошо знают истории о людях, отравившихся в колодцах скопившимися газами. Поэтому особого энтузиазма в реализации этой идеи никто не проявляет. Сворачиваем с улочки во дворы, и вдруг город открывается нам совсем другой стороной. Фасады некрашеные, помойки неубранные, на стенах наскальная живопись, появившаяся еще до зарождения отечественного движения граффити.
В этих двориках можно снять целый фильм о жизни столицы в конце прошлого века. Кирилла привлекают вросшие в землю окна и двери и нависающая над узеньким переулком мансарда. Меня - уходящая в небо пожарная лестница.
И тут мы находим настоящий клад. Под окнами какого-то строительного треста идет замена труб. Глубина траншеи и ее живописность поражают воображение. Метрах в двух от уровня асфальта поблескивает вода, стены - настоящие свидетели времени - полметра верхнего слоя асфальт в несколько слоев, камни с кирпичами, булыжники.
Кирилл садится на корточки и щелкает затвором. Довольные своей находкой, идем по тихим переулкам - Златоустьинский, Армянский, Кривоколенный...И тут нас поджидает совершенно неожиданная удача. На абсолютно безлюдной улочке у закрытой двери какого-то турагентства стоят двое. Один по-хорошему полный, бородатый, с хвостиком седеющих волос, второй - худой, с художественным беспорядком на голове. Худой, опершись ногой на низкий подоконник первого этажа, тихонько наигрывает на гитаре. Есть тема: "Точка опоры"!
В дворах делаем несколько остановок для съемки пожелтевших листьев на деревьях и увядающих цветов. Задание "Ожидание осени" только на первый взгляд кажется простым. Погода в день "Фотокросса" как назло необычайно хороша. Мозговой штурм приводит к идее - снять много-много зонтиков.
На финише уже довольно оживленно - перед нами финишировало 14 команд. Одни, те кто снимал на пленку и печатал фотографии в студии, наклеивают отпечатки на ватман. Из команд с цифровиками выстроилась очередь на печать. Некоторые помимо своей фотокамеры захватили на фотокросс ноутбуки и просматривают свои работы на большом экране. Небольшая обработка фотографий правилами не запрещена. Готовые конкурсные работы с наклеенными квитками с номером команды и категорией организаторы переправляют судьям. Мне, как журналисту, разрешают понаблюдать за работой судейской бригады (состоящей из преподавателей фотоакадемии). Одни работы, например, фотография, представленная в категории "Кроссер совершает подвиг", где участник кросса разделся догола и скачет по улице, прикрывшись банным веником, - получают всеобщее одобрение и очень высокую оценку. Другие надолго задерживаются на судейском столике.
- Мы ждем, когда поступит критическая масса работ, чтобы объективно оценить снятое, - поясняет судейская бригада. - А то бывает - поставим максимальный балл, а потом приносят фотографию на порядок лучше. Приходится снижать баллы первой. Так что мы уж лучше подождем.
Тем временем на улице начинается дождь. Прохожие под зонтиками заинтересованно разглядывают вывешенные на всеобщее обозрение конкурсные фотографии.
Оценка фотографий судьями проводится по стройной спортивно-эстетической шкале. Время финиша команды фиксируется в финишном протоколе. Потом судьи смотрят снимки, оценивая их по 6 параметрам: художественность, оригинальность, изображение, техничность, точность исполнения и самосъемка. За нарушения правил, нерезкий кадр или неточно выполненное задание судьи начисляют баллы от 0 до 30, которые превращаются в минуты и приплюсовываются к времени финиша. За творческое решение задачи, удачно выстроенный кадр или оригинальность судьи ставят от -5 до -30 за кадр. И это время отнимается от финишного. В итоге победителем объявляется тот, чье время, затраченное на фотокросс, окажется меньше всех.
В 5-м московском фотокроссе победителем стала команда "Трудодни". В награду получили ценные призы, но удовольствия, уверена, намного больше, чем материальных ценностей. А автор этих строк 10 октября собирается принять участие в очередном соревновании - в одиночку или с командой, пока не известно. Не победы ради, а процесса для.
Официальный сайт конкурса: www.photocross.ru