Президент говорил о необходимости развития транспортной инфраструктуры как одного из локомотивов для дальнейшего развития экономики. С этого же начал свое выступление и премьер-министр: "Без надежной работы транспорта невозможно обеспечение нормальной работы рынка". К слову, о значимости прошедшей коллегии говорил и тот факт, что его посетили практически все полномочные представители президента, а также ряд губернаторов. Правда, недовольство премьера вызвало отсутствие на коллегии некоторых ключевых федеральных министров. "Смежные министерства, которые должны ставить задачи перед отраслью, отсутствуют, - сказал Фрадков. - Буду просить министров приходить, работать, участвовать. А Игорю Левитину, министру транспорта, пригрозил: "В противном случае вам придется (министерству транспорта. - "ИФ") быть и минэкономразвития, и минфином. Готовьтесь!"
По словам премьера, при развитии транспортной инфраструктуры прежде всего надо делать акцент на то, чтобы она работала на внутрироссийские нужды. Поэтому одной из главных задач является снижение удельных транспортных издержек. Как только станет развиваться эта сфера, за нею сразу же потянутся и другие. Например, машиностроение. Именно поэтому важно четко придерживаться всех планов развития транспорта. И здесь, по мнению Фрадкова, минтранс должен активно сотрудничать с другими структурами. В частности, совместно с минэкономразвития в правительство необходимо как можно быстрее внести предложение по выбору трасс для трубопроводов из Восточной Сибири. При этом нужно делать ставку и на железнодорожные перевозки сырья, чтобы сохранить баланс по всей стране. Также премьеру хотелось бы побыстрее увидеть пилотный проект платных дорог и их перспективный перечень.
Из-за резкого изменения экономических связей между регионами возникла диспропорция между спросом и предложением в транспортной сфере. Особенно это касается портов. Поэтому сейчас требуется всерьез взяться за модернизацию порта Санкт-Петербурга и строительство железнодорожного терминала в Балтийске. Важным Фрадков считает развитие автодорожной сети. Он еще раз напомнил, что до внесения соответствующей программы в Белый дом осталось не так много времени и что документ должен определять развитие опорной сети дорог, ее интеграцию в европейскую систему.
Сейчас работы в сфере транспорта ведутся в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы РФ". Первый этап, на котором было усовершенствовано законодательство в этой области, уже завершен. Теперь, как заявил премьер, программа находится в середине второго этапа, главная задача которого - создание условий для появления в отрасли конкурентной среды. Необходимо сокращать монопольный сектор, стабилизировать тарифы, повысить качество сервиса и сделать транспорт доступным для всех россиян.
Но это отнюдь не означает, что нормативная работа закончена. Фрадков подчеркнул, что пришло время для принятия закона о российском международном реестре судов, о морских портах и ряде других нормативных актов. Причем по всем законодательным вопросам минтранс должен активно сотрудничать с региональными властями.
Особое место в своем выступлении глава Белого дома уделил проблемам безопасности на транспорте. "Транспорт более, чем другие отрасли уязвим при проявлении терроризма", - подчеркнул премьер. Государство ради безопасности граждан готово вкладывать деньги в работу по предотвращению терактов. Но при этом само министерство должно более эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами. В список национальных бед Фрадков также записал вопрос безопасности движения, прежде всего дорожного. Каждый год в ДТП гибнут десятки тысяч людей, поэтому премьер считает, что власти вправе проводить в этой сфере новые решения, и "может быть, жесткие".
Подводя итог своей речи, Фрадков еще раз отметил всю важность и ответственность сегодняшней деятельности минтранса: "Вы должны постепенно осознать особую миссию единого транспортного министерства, впервые созданного в России". Премьер считает обнадеживающим то, что иностранные инвесторы проявляют сейчас интерес к частно-государственному партнерству на российском транспорте и готовы помочь не только материально, но и "советами и рекомендациями". Сам же Фрадков готов возглавить комиссию по вопросам комплексного развития транспортной системы.