30.09.2004 03:10
Экономика

Бюджет-2005 прошел первое чтение

Дума начала обсуждение бюджета-2005
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3591)
Читать на сайте RG.RU

С чем мы вступим в новый год, на какие средства будем жить, сколько сможем расходовать, чтобы не влезать в долги, как и за счет чего будет расти наша экономика и благосостояние граждан, укрепляться безопасность страны? Ответы на эти вопросы искали депутаты Госдумы в столбиках цифр многостраничного документа и в докладах вице-премьера Александра Жукова, рассказавшего "Об основных принципах финансово-экономической политики правительства Российской Федерации на 2005 год" (так официально назывался документ), и министра финансов Алексея Кудрина, представившего проект бюджета.

Доходы - 3 326,0 миллиарда рублей, расходы - 3 047,9 миллиарда рублей. Профицит бюджета таким образом вылился в 278,1 миллиарда рублей. Финансовый план для России кабинет министров строил, ориентируясь на оптимистические прогнозы - уровень инфляции -7,5 - 8,5 процента, средний официальный курс рубля к доллару - 30 рублей, цена на нефть 28 долларов за баррель.

Хотя, по словам Алексея Кудрина, никто еще не научился с точностью прогнозировать взлеты и падения цены на нефть.

И нам придется "когда-то пройти испытание низкими нефтяными ценами". Для того, чтобы это испытание было не столь болезненным, как прежде, и создан Стабилизационный фонд, который к будущему году явно перейдет за неприкосновенный рубеж в 500 миллиардов рублей.

Цифры, определяющие финансовое будущее страны, с самого начала не понравились депутатам фракций КПРФ и "Родина". Коммунисты к тому же были огорчены тем, что в Думу пришел не сам Михаил Фрадков - он в этот день находился с визитом в Нидерландах. И Анатолий Локоть с учтивостью, редкой для левых, заметил, что ему приятно, что бывший коллега Александр Жуков сегодня пребывает "в столь высоком звании в руководстве страны, однако первый бюджет этого правительства все-таки должен докладывать председатель правительства". Поэтому он предложил исключить вопрос о бюджете из повестки пленарного заседания. И нашел поддержку у Олега Шеина из "Родины", который считал необходимыми дополнительные консультации с правительством. Предложение было оспорено вице-спикером Владимиром Жириновским. "Просто снять - это левая идеология. Работать надо!" - призвал думцев Жириновский.

Доклад Александра Жукова был оптимистичным - "текущее состояние российской экономики характеризуется устойчивой позитивной тенденцией". Прирост ВВП за первые восемь месяцев текущего года составил 7,3 процента. Реальные доходы населения выросли более чем на девять процентов. Жуков отметил, что в течение последних нескольких месяцев наиболее высокими темпами развивались не сырьевые отрасли, а отрасли, сориентированные на внутренний спрос, - металлообработка, машиностроение, связь, строительство. И пообещал, что "правительство России и в 2005 году, и в последующие годы будет обеспечивать проведение сбалансированной бюджетной политики, которая даст нам возможность постоянно снижать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты и формировать финансовые резервы, дающие устойчивость нашей экономике".

Будет продолжено снижение налогового бремени на экономику. "Это еще и важный структурный маневр, который обеспечит снижение нагрузки на предприятия обрабатывающих секторов за счет изъятия большей части ренты добывающих отраслей", - заявил вице-премьер. Благодаря этому появляется возможность "в 2005 году часть доходов Стабилизационного фонда, которые по сути являются доходами от сверхприбыли высоких цен на нефть и газ, направить на финансирование выплаты пенсий".

Бюджет 2005 года, по словам Жукова, является началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления. Первое: принятые Думой законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но и отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами. "Мы предусмотрели, - сказал вице-премьер, - весьма серьезные резервы в федеральном бюджете для того, чтобы в ходе его исполнения оказывать необходимую помощь тем регионам, которые будут сталкиваться с объективными трудностями по исполнению новых разграниченных полномочий".

Второе основное направление бюджетной реформы - это переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Границы финансового плана будут расширены до пяти лет. В этом году предприняты шаги по повышению эффективности федеральных целевых программ, объем финансирования которых вырастет со 180 миллиардов рублей до 257,8 миллиарда. В следующем году правительство разработает порядок использования нового инструмента - ведомственных целевых программ.

Третье ключевое направление бюджетной реформы касается административной реформы. В ее рамках проводится масштабная реструктуризация огромной сети бюджетных учреждений, меняется порядок их финансирования и статус. На первом этапе были проанализированы функции федеральных органов исполнительной власти. Примерно треть функций признана избыточными или дублирующими.

Перемены, происходящие в России, улучшают экономический климат в стране. "Мы наблюдаем как рост внутренних, так и внешних инвестиций, в том числе прямых", - сказал вице-премьер. Кроме того, Жуков отметил, что доверие иностранных инвесторов к российской экономике продолжает оставаться высоким и растет.

Правда, в ответ на вопрос депутата Жуков признал, что в последнее время "несколько усилился отток капитала" из России. "Эта тенденция достаточно тревожна, но ее никак нельзя назвать "бегством капиталов", - заметил он и объяснил складывающуюся ситуацию тем, что "огромное" положительное сальдо платежного баланса дает высокий приток валюты, поэтому часть валютных средств не находит применения в России с достаточной доходностью. "Это "горячие деньги", которые приходят на фондовый рынок, но быстро с него уходят, а мы заинтересованы в том, чтобы осуществлять долгосрочные инвестиции", - сказал вице-премьер.

Комментируя расходную часть бюджета, Жуков сообщил депутатам, что в 2005 году расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность вырастут в реальном выражении на 17,6 процента по сравнению с текущим годом и составят почти 5 процентов ВВП.

Министр финансов Алексей Кудрин попросил депутатов не менять основных показателей бюджета, которые выверены и взаимосвязаны. И рассказал депутатам, какие замечательные перспективы ждут военнослужащих, которые наконец-то могут решить квартирный вопрос, ветеранов, у которых появится гораздо больше шансов отдохнуть в санатории. Он порадовал бюджетников, сообщив, что одной из важнейших задач в будущем году станет сохранение соотношения уровня заработной платы работников бюджетной сферы к уровню зарплат в промышленности.

Разграничение бюджетных полномочий начиная с 2005 года "позволит гораздо лучше, чем в предыдущие годы, решать насущные вопросы социального обеспечения населения", заявил министр, уточнив при этом, что разграничение полномочий и их финансовое обеспечение станет "четкой основой ответственности всех уровней власти за все государственные функции, которые относятся к их ведению".

У Счетной палаты к бюджету двойственное отношение. С одной стороны, председателю палаты Сергею Степашину, также выступавшему на вчерашнем пленарном заседании с анализом документа, он кажется новаторским, поскольку "разрабатывался с учетом проведения административной, бюджетной, налоговой реформ, существенной перестройки всей системы социальной защиты населения и межбюджетных отношений". Но в то же время, по мнению Степашина, есть в новом бюджете и консерватизм. Реализация законопроекта медленно сокращает пропасть в доходах между самыми богатыми и бедными и делает борьбу с бедностью проблематичной. Счетная палата отмечает, что в связи с делегированием полномочий на региональный уровень значительная часть регионов просто не найдет ресурсов для решения своих задач. У минфина имеется резерв в размере около 30 миллиардов рублей, с помощью которых он надеется покрыть возможные разрывы при исполнении региональных бюджетов. Но ни Дума, ни Счетная палата не знают, как будут распределены эти средства.

Это беспокойство поддержала и фракция КПРФ, отказавшаяся поддержать бюджет - что уже традиция. Владимир Кашин, объяснил сомнения коммунистов - с таким подходом к бюджету не удвоить ВВП, не победить бедность.

Владимир Жириновский не признался, как будет голосовать фракция ЛДПР, но тоже покритиковал бюджет: "Цифры красивые, но нас не впечатляют, потому что не знаем, лучше ли будет питаться солдат", получат ли квалифицированных специалистов построенные предприятия. Потому и зал полупустой. У нас "слабые министры и слабые депутаты", констатировал Жириновский. "Мы уничтожили специалистов - профессоры Преображенские уехали, остались мы с вами, Шариковы".

Единоросс Вячеслав Володин - похвалил правительство - наводит порядок и в долгах, и в общем финансовом состоянии страны.

Сергей Глазьев из "Родины" с ним не согласился: "Такая бюджетная политика угнетает экономику, а не поддерживает, это как дважды два".

Сколько будет дважды два, думцы считать не стали. Голоса за бюджет выражались в гораздо более внушительных цифрах: 339 - "за", 96 - "против", 4 - воздержались.

Федеральный бюджет Госдума