Как это ни страшно, но основными достижениями, о которых рассказали представители школ и университетов на форуме, были не победы в учебе или научные открытия. "В Саратовском госуниверситете эвакуация студентов и персонала была произведена всего за четыре минуты. А начинали с 40 минут!" - рапортовали представители из Саратова. В одной из московских школ дети, заслышав стрельбу за стенами здания (как оказалось, это была очередная бандитская разборка), шустро залегли на пол спортзала. Увы, таковы реалии сегодняшнего дня. Поэтому и центральным мероприятием первого дня форума стал "круглый стол" "Образовательная среда - вызовы новой реальности", посвященный безопасности учебных заведений.
Начальник отдела Федерального агентства по образованию Юрий Петров сообщил, что агентство обратилось в министерство финансов с просьбой выделить 30 миллиардов рублей на эти цели в 2005 году. Комплексная система безопасности учебного заведения, которая включает и охрану, и тревожную кнопку, и камеры видеонаблюдения снаружи и внутри здания, а также противопожарные средства, стоит около миллиона рублей.
Простые арифметические подсчеты показывают, что денег, запрошенных агентством, явно недостаточно. В идеале на эти цели потребуется гораздо больше. Поэтому директорам учебных заведений предстоит самим искать средства. Вероятно, школам могут предложить потратить на обеспечение безопасности часть денег, выделенных на капитальный ремонт и обновление материально-технической базы.
Многие выступавшие на "круглом столе" говорили о том, что одними техническими средствами защиты решить проблему безопасности детей не удастся. Необходимо налаживать патрулирование и дежурства в школах, техникумах и вузах, в том числе и силами самих учащихся. Такие отряды самообороны уже действуют в некоторых вузах.
Заместитель главврача НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Размик Кешишян напомнил, что в школе по-прежнему происходит очень много травм: в одной только Москве в прошлом году на переменах и на уроках пострадали более 10 тысяч детей. Поэтому надо не только устанавливать тревожные кнопки, но и следить, чтобы здания содержались в нормальном состоянии и на голову ребятам ничего не упало. Также надо следить за состоянием детских площадок. Он привел пример, когда с одной и той же детской площадки друг за другом с разницей в несколько недель привезли трех детей с черепно-мозговыми травмами. И только после третьего падения с одних и тех же качелей домоуправление наконец удосужилось их починить.