30.09.2004 01:20
Общество

Белорусские ученые изучают радиоволны

Сто лет - малый срок для адаптации к радиоволнам?
Текст:  Альберт Валентинов (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (185)
Читать на сайте RG.RU

Любопытное открытие сделали белорусские ученые. Оказалось, что радиоволны, окутывающие земной шар, не только знакомят нас с новостями со всего мира, не только развлекают концертами и фильмами по телевизору, но и способны нарушить нормальное развитие клеток нашего организма, становясь причиной их вредных мутаций. И когда мы включаем приемник или телевизор, в клетках селезенки, печени и крови в ряде случаев происходят болезненные процессы. Правда, пока это открыто на крысах, но грызуны потому и используются в лабораторных опытах, что у человека и у них практически тот же набор генов, и процессы, происходящие в их организме, вполне сравнимы с теми, что происходят у людей.

Собственно, ученые давно подозревали подобное. Ведь радиоволны, создаваемые человеком, - чужеродное явление для природы, жизнь на Земле развивалась без них. За сто лет, прошедших после изобретения радио, живые организмы не успели к ним адаптироваться, для этого нужен гораздо больший срок. И конечно, радиоволны должны как-то влиять на все живое. Но как? Это и выяснили сотрудники ведущих белорусских научных учреждений - Института радиобиологии НАН Беларуси в Гомеле, Института физиологии НАН Беларуси и Белорусского госуниверситета информатики и электроники в Минске. Они провели несколько длительных экспериментов на крысах и доказали: радиоволны миллиметрового диапазона заметно и надолго повреждают клетки жизненно важных органов. Выяснилось, что после непродолжительного воздействия радиоволн нарушается клеточный цикл селезенки, костного мозга, печени и крови.

В своих опытах биологи задействовали 360 лабораторных крыс. Половину из них в течение часа облучали миллиметровыми радиоволнами. После этого всех крыс содержали в одинаковых условиях целый год, периодически отбирая кровь на анализ. Через сутки, 10 дней, месяц, полгода и год по нескольку животных из обеих групп усыпляли, а из их тканей делали препараты для микроскопного изучения. Исследователей интересовало, в каком соотношении встречаются в них клетки на разных стадиях развития. Оказалось, в нормальных условиях клетки, прожив свой недолгий срок, делятся пополам. Сразу после деления молодые клетки растут и производят нужные белки, потом начинают синтезировать ДНК и удваивать число хромосом, затем клетки начинают готовиться к делению и, наконец, наступает само деление, после чего молодые клетки разделяются мембраной и весь процесс начинается заново. Все стадии процесса занимают точно определенное время.

Но это у необлученных крыс. У облученных же картина оказалась иная. Сразу после облучения падала скорость их развития, потом ненадолго возрастала, а еще через месяц-другой падала уже невосстановимо. И связано это с задержкой в прохождении фазы роста у молодых, только что после деления клеток. Из-за повреждений в хромосомах, вызванных излучением, они не могли перейти к следующей фазе - синтезу ДНК. И как полагают исследователи, такая задержка использовалась организмом для того, чтобы ферменты успели "починить" ДНК и ликвидировать те клетки, где наследственный материал разрушен слишком сильно. В результате взросление, а значит, и размножение клеток этих тканей целый год идет в 2-2,5 раза медленнее, чем у необлученных крыс, а доля погибающих клеток вдвое выше.

Поскольку деление и последующее развитие для каждой клетки процесс сугубо индивидуальный, то каждую минуту в тканях они находятся на разной стадии развития. Зная, в каком соотношении в среднем находятся клетки на каждой из стадий в здоровом органе, нетрудно определить, где происходит сбой, изучив их соотношение в пораженной ткани. Подсчитав это соотношение, биологи и сделали вывод о том, что размножение клеток селезенки, костного мозга, печени и крови, подвергнутых воздействию радиоволн, происходит в замедленном темпе. Таким образом, если результаты белорусских исследователей верны, то радиоволны по коварству вполне могут конкурировать с продуктами ядерного распада. Правда, пока речь идет о миллиметровых радиоволнах. И можно надеяться, что другие волны менее коварны.

Наука