1 октября, Россия закроет воздушное пространство для самолетов Армении, Грузии, Казахстана и Украины. Собственно, еще месяц назад, 3 сентября Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения (ГЦППВД) пообещал сделать это, если не будет погашена задолженность за аэронавигационное обслуживание. Авиакомпании не поверили. И вот, с сегодняшнего дня самолеты четырех государств не могут лететь над российскими просторами.
Справедливости ради, надо признать, что львиная доля долгов числится не за теми, кто еще летает, а за компаниями-банкротами, уже отлетавшимися. Что же можно сделать в этом случае? Кто заплатит за них?
Российские навигаторы считают, что долги авиакомпаний-банкротов можно получить. Тем более что у ГЦППВД есть основания утверждать, что в ряде случаев наши соседи преднамеренно банкротят авиакомпании с тем, чтобы уйти от ответственности. И эти проблемы следует обсуждать на заседании межправительственных комиссий по сотрудничеству. А вот с задолженностью авиакомпаний, по-прежнему выполняющих полеты над Россией, можно разобраться и на уровне авиационных властей государств. Можно, конечно, спросить, почему российская сторона не ведет переговоры непосредственно с авиакомпаниями-должниками, а предпочитает общаться на правительственном и ведомственном уровне. Но дело в том, что в свое время именно правительства как бы гарантировали нормальное сотрудничество, выбирая и даже назначая компании, которые и летали по оговоренным маршрутам.
Кстати, затянувшиеся переговоры шли, с Украиной и Казахстаном даже составлены графики погашения долгов, не отказывается от долга и Армения. Только Грузия почему-то не отзывается на запросы россиян. Как бы то ни было, но результата, на который рассчитывали российские навигаторы, нет. Поэтому и пошли они на этот крайний шаг.