Началась пресс-конференция с демонстрации любительской пленки, на которой в режиме реального времени была заснята сцена боя, который развернулся на территории одного из столичных акционерных обществ, когда туда ворвались рейдеры (специалисты по захвату предприятия). На глазах журналистов развернулись натуральные боевые действия: более трехсот человек в униформе, вооруженные палками, газовыми пистолетами и помповым оружием, взломав металлическое ограждение, ворвались на территорию предприятия. Охрана и рабочие ЗАО оказали захватчикам ожесточенное сопротивление. Тут и там вспыхивали потасовки, разбрызгивались целые облака слезоточивого газа...
И это далеко не единственный случай. Как сообщил Корсак, если за весь прошлый год в управлении было зафиксировано всего семь обращений потерпевших от "рейдеров", то только за восемь месяцев этого года - более двадцати. И, самое тревожное, жертвами рейдеров, как правило, стали эффективные в экономическом отношении предприятия. То есть те, где дела стабильно идут в гору, исправно платятся налоги, создаются новые рабочие места, осваиваются новые технологии. Как показывает практика, все это с приходом "новых хозяев" летит кувырком. Зачастую новым владельцам нужно не само процветающее предприятие, а территория, на котором оно находится. Поэтому после захвата рабочие чаще всего пачками (а то и всем коллективом) вышвыриваются на улицу, а на территории цехов по замыслу "новых хозяев" должны взметнуться ввысь элитные многоэтажки, бизнес-центры, рестораны и всевозможные офисы. В общем, все то, что способно принести новым владельцам стремительную многоэтажную прибыль.
Методы смены собственника постоянно совершенствуются. Если раньше "технология заглота", как сказал бы Фазиль Искандер, базировалась на процедуре банкротства предприятий (невзирая на уровень их дохода и размеры сверхприбылей), то после введения в силу новой редакции Закона о банкротстве развести жертву через процедуру банкротства стало практически невозможно. Тогда была найдена новая лазейка в Законе о регистрации предприятий, напичканном пробелами, словно швейцарский сыр дырками. Технология захвата под знаменем этого закона проста, как выстрел: рейдеры обзаводятся полным пакетом фальшивых документов, несут их в местные налоговые органы и регистрационную палату, где им (как правило, в подозрительно сжатые сроки) регистрируют предприятие-невидимку. И уже с этим пакетом зарегистрированных НА ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ документов в сопровождении нескольких сотен крепких парней в час "Х" заходят на территорию предприятия. Пока нанятые тонтон-макуты крушат стены цехов предприятия, опрокидывают подсобки и калечат транспорт, новый владелец в сопровождении десятка горилл особо свирепого вида вторгается в кабинет начальника и предъявляет ему права "собственника". Реакция у законных собственников, как правило, одна и та же - отказаться от родного предприятия непросто даже в присутствии стада горилл. После чего, пораскинув мозгами, "терпилы" обращаются во все инстанции. Между которыми, как правило, нет никакой координации действий, поэтому тяжба может тянуться несколько лет.
В силовых акциях в качестве ударно-штурмовой группы задействуются частные охранные предприятия. По словам президента группы компаний Юрия Королева, который чуть было не стал жертвой рейдеров, "захват предприятий на сегодняшний день является одним из самых прибыльных видов бизнеса". "Затраты на поглощение того или иного предприятия соотносятся с получаемой прибылью в размерах один к десяти, - считает Юрий. - Грубо говоря, захватчики в случае удачного поглощения отбивают десять концов. Это самая низкая на сегодняшний день себестоимость бизнеса. И если сейчас не поставить заслон, рейдеры не остановятся.
По рассказам Юрия, на его предприятии захватчики (а их было более двухсот человек) буквально животами вытеснили с территории предприятия штатную охрану. Звонки в местное отделение УВД ничего не дали. "У вас там спор хозяйствующих субъектов - вот и разбирайтесь сами, - холодно ответили на другом конце трубки. - А у нас приказ Грызлова: не вмешиваться в конфликты подобного рода..."
Ситуацию спас... местный участковый. Парень проявил характер и среагировал оперативно: он с ходу оценил ситуацию и возбудил уголовное дело. Сам собственник тоже решил идти до конца. В результате коллективного воздействия (в дело активно вмешалась прокуратура) рейдеры были выбиты с территории бойцами СОБРа.
По словам Корсака, по фактам захватов было возбуждено двадцать девять уголовных дел. Некоторых захватчиков уже удалось выдворить с территории, но на сегодняшний день девять предприятий ими контролируются.
"Сейчас назрела необходимость вносить изменения в действующее законодательство, - считает Корсак. - Уже разработан целый пакет предложений, который лишит захватчиков возможности эффективно использовать свои криминальные ноу-хау. Среди них - идентификация заявителя при подаче документов в государственные регистрирующие органы, а также усиление ответственности за предоставление в эти органы ложной информации. Необходимо установить также исключительную подсудность дел, связанных с переходом прав собственности на недвижимое имущество по месту нахождения самого общества..."
Для противодействию захватчикам в Москве уже создается Межведомственная рабочая группа, куда, кроме работников управления, войдут представители Мосгордумы, УФСБ, ГУВД, правового управления правительства Москвы, службы судебных приставов, Мосрегистрации и следователи Мосгорпрокуратуры.