05.10.2004 01:00
Общество

В России больше нет народных праздников

Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3595)
Читать на сайте RG.RU

- Виталий Аркадьевич, вы как-то говорили, что Россия станет другой страной не тогда, когда ВВП достигнет какой-то отметки, и не тогда, когда образуется сильный средний класс, а тогда, когда у нас появятся новые праздники.

- Да, это так. С моей точки зрения символика имеет важнейшее значение в государстве. Под символикой я понимаю совсем не обязательно флаг и гимн, а вообще все координирующие жизнь общества и государства символы.

Среди символов праздники занимают особое положение. Более значимое, мне кажется, чем гимн, например. С гимном чаще всего связаны либо люди, находящиеся на госслужбе, либо связанные с государством в целом - военнослужащие, спортсмены. А простые люди с ним дел особенных не имеют, с гимном не встают по утрам, не ложатся в постель..

А вот у праздников - выдающаяся роль. Потому что они касаются всего народа. Праздники вместе с выходными задают человеку ритм его жизни. Можно, конечно, проигнорировать это, пойти на работу в праздники, но человек, искусственно избегающий общих праздников, будет идти не в ногу.

Я бы уподобил праздники маякам. В символическом пространстве другие символы можно не заметить, но эти маяки высоко стоят и далеко светят.

- В каком состоянии сейчас наши праздники?

- С ними у нас, конечно, полный швах. Межумочное состояние страны зеркально отражается в межумочном состоянии ее праздников-символов. Они представляют из себя смесь из разных времен и лишены общего смысла. Советские праздники были, по крайней мере, хоть ясной идеологии. Она могла не нравиться, но была логичной. Советские праздники не противоречили друг другу, посвящались коммунизму, истории коммунизма, солидарности трудящихся, отдельно женщинам.

- А какой праздник был главный?

- Как ни странно, я бы сказал, что главным советским праздником был Новый год. Я бы даже сказал, что Советский Союз кончится тогда, когда перестанут отмечать Новый год.

- Почему? Ведь это единственный неидеологизированный праздник?

- Советский Союз был страной, ориентированной в будущее, счет лет в нем был существенным. К тому же это единственный праздник, который удалось сделать по-настоящему народным.

Но если вернуться к настоящему, то мы имеем череду пестрых, противоречащих друг другу праздников. А сейчас в эти бессистемные праздники еще собираются вводить новшества.

- Увеличить Рождественские каникулы, вместо празднуемого 7 ноября Дня согласия и примирения отмечать день окончания в России смутных времен.

- Мне кажется, это еще одна смута в и без того нестройной системе. Смотрите, праздники новой России ни у кого никаких чувств не вызывают, это просто дополнительные выходные. За ними не лежит какое-то реальное "большое событие".

- Что же делать? Система праздников задается извне или рождается изнутри?

- Мне кажется, что праздник - это вершина системы образцов, которая существует в стране. (Под образцами я имею в виду свойственные нашей культуре представления о правильном поведении.) И с образцами, как и с праздниками, у нас ситуация в стране сложная.

- А если заглянуть в еще более давнюю Россию, не советскую?

- До Октябрьской революции наша страна представляла собой традиционное общество, где нормы в основном воспроизводились внутри общин. В начале XX века началась модернизация всего этого, и в самом ее начале наступила советская эпоха. Она все сломала и ввела совершенно новую, достаточно искусственную систему образцов под общим названием "советский человек". Эта система потерпела крах еще в 60-х годах, когда сами коммунисты стали от нее открещиваться идеологически. Помните, люди стали говорить друг другу: "Ты же не на собрании".

Но советская система развалилась, а задача так и осталась нерешенной. Мы живем теперь уже не в традиционном, а в модернизированном обществе. И если традиционное общество существует преимущественно в устной традиции, в привычности, то модернизированному нужна система образцов, отрефлексированных и зафиксированных письменно.

Тому, что эту систему образцов надо строить, были посвящены две мои личные встречи с президентом. На них я понял, что этой задачей заниматься тяжело. Прежде всего потому, что у нас вся страна сегодня живет в пределах задач текущего дня - сходить в магазин, приготовить еду. Но дома в семье любая мать, делая это, одновременно задумывается, а кем будет ее ребенок, и, например, отдает его в секцию дзюдо или в класс скрипки. При этом она совсем не уверена, что он будет скрипачом или дзюдоистом, но у нее есть какая-то программа по отношению к своему ребенку. А по отношению к нашему государству таких долгосрочных программ ни у кого нет. Его никто не строит. В обществе нет дискуссий на эту тему.

Хотя при этом произносятся важные слова - о славе, об Отечестве.

Но что мы такое есть, что у нас правильно, а что неправильно делается, что у нас может делать президент, а что нет, что могут делать госслужащие - неясно.

- Речь, как я понимаю, идет не о законах, в которых по пунктам прописано "президент должен делать то-то, чиновники то-то", а о некоем представлении о том, например, в каких случаях российский президент должен обращаться к нации.

- Да. И закон тут не обязателен. На эту тему может быть написана статья. А может быть сказана крылатая фраза в духе Жванецкого. Или Черномырдина.

А может быть написано стихотворение. Стихи " Полковник наш рожден был хватом, слуга царю, отец солдатам" между прочим, зафиксировали правильные отношения начальника и подчиненного в России. Причем не только в армии. Мне кажется, образец может воплотиться хоть в лубке, хоть в карикатуре. Хотя лучший способ фиксировать норму, наверное, афоризмы и пословицы.

- А наше время рождает пословицы?

- Да. Вот Виктор Степанович Черномырдин произнес фразу "хотели, как лучше, получилось, как всегда", думаю, что ей суждена долгая бессмертная жизнь в русском языке.

Хотя в сфере социальной организации общества пословицы и поговорки рождать не очень просто. С одной стороны, надо быть внутри этой организации, с другой - те, кто внутри, не особенно склонны рождать такие сентенции, как Черномырдин. Или Суворов.

И это не должно быть пущено на самотек, это должно быть сделано, как делали мы, например, русский литературный язык. Сначала Ломоносов и Сумароков теоретизировали на тему стилей, затем эти стили обсуждались в кружках, вроде пушкинского "Арзамаса".

- Собираются люди и придумывают образцы для страны, как рекламный слоган для компании?

- Только речь идет не о наборе фраз, а о некоторой логически стройной системе. Наш институт пытается заниматься этой работой довольно длительное время. Мы ведем пока исследовательскую работу. Но и когда создавался русский язык, сначала шла исследовательская работа, потом теоретизировали, что можно делать в русской поэзии, а что нельзя. А уж после этого удалось отлить настоящий образец - и этим образцом был Пушкин.

- Понимая, какие глубокие корни у простого вопроса "какие праздники мы будем праздновать?", все-таки, подскажите, где искать ответ на этот вопрос?

- Самой бесспорной системой мне кажутся русские религиозные дореволюционные праздники.

Праздники