06.10.2004 04:00
Общество

Мухаметшин показал язык

Фарид Мухаметшин показал язык в Конституционном суде
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3596)
Читать на сайте RG.RU

Гражданин Татарстана Сергей Хапугин возмущался, зачем его сыну приходится шесть часов в неделю учить татарский. Глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин вопрошал, почему республика не может изучать татарский на основе латинской графики. А судьи тем временем всеми силами пытались уйти от политической подкладки запросов.

Вряд ли двенадцатилетний Сергей Сергеевич Хапугин мог представить, как далеко может зайти его отец, защищая своего ребенка. "Это не из-за каприза, - с трудом сдерживал вчера негодование заявитель Сергей Хапугин-старший, - шесть часов татарского языка в неделю в четвертом-пятом классах - из-за этого нельзя поставить в сетку даже один час английского языка, это предел возможностей ребенка. Если бы его заставляли заниматься по шесть часов балетом или физкультурой, были бы те же сложности".

Проблема изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях в итоге привела к рассмотрению вопроса о конституционности норм татарских законов "О языках народов Республики Татарстан" и "Об образовании" второй палатой Конституционного суда.

Напомним, что согласно нормам российского законодательства 75% учебного плана составляет федеральный компонент, 10% - определяют регионы и 15% - само учреждение. Вчера Хапугин предположил, что "национальный компонент не обязательно должен включать в себя изучение национального языка, - может быть, изучение национальной истории или культуры". Иначе ребенок, предположил заявитель, родители которого вынуждены переезжать, будет вынужден в разных республиках изучать разные языки. Тут судьи живо заинтересовались системой обучения в республике, и глава Госсовета республики Фарид Мухаметшин просветил их, что в местах компактного проживания татар (в основном в сельской местности) все предметы преподаются на татарском, включая математику и физику. Есть также школы для национальных меньшинств Татарстана, и там все предметы тоже даются на коренных языках, например на чувашском.

Мухаметшин также напомнил, что русскоязычное население Татарстана составляет 47% против 53% татарского и потому в целях "сохранения самобытных языков" власти республики и приняли программу обучения двум государственным языкам. Кстати, в вузах по-прежнему преподают только на русском и выпускного экзамена в школе по татарскому языку нет, а делопроизводство в республике действительно ведется на русском и татарском языках одновременно. Высказывая свои позиции, представитель Госдумы Елена Мизулина высказалась в поддержку Хапугина, а представитель президента Михаил Митюков был против. Позиция Мизулиной явно задела главу татарского Госсовета, проходя по коридору мимо оппонентки, Фарид Мухаметшин грозно заметил ей: "Не обижайте татарский народ!" А журналистам глава татарского парламента как бы мимоходом напомнил, что вопрос о языке можно ведь решить в ходе референдума, так что "не подталкивайте нас!" Кроме того, для представителей СМИ спикер выбрал предельно наглядную форму убеждения: "Это вам не тот язык, который..." (на этом месте Мухаметшин высунул собственный язык и во всей красе продемонстрировал его собравшимся.

Впрочем, в искренность представителя татарских властей ужасно хотелось верить. Но ведь Татарстан уже десять с лишним лет лидирует по числу нарушений федерального законодательства и упорно настаивает на праве республики иметь суверенные привилегии. Так, в перерыве заседания, Мухаметшин заметил, что эту проблему можно было решить в "соглашении с федеральными властями и опустить ее до уровня эксперимента в конкретных школах, а там время покажет". Республика, напомним, была одним из первых субъектов, заключивших с федеральным центром договор о разграничении полномочий.

Впрочем, тут глава Госсовета явно имел в виду и второй запрос, который рассматривался вчера в КС. Тут уже Верховный суд Татарии и татарский парламент просили КС признать неконституционным нормы Закона РФ "О языках народов РФ", который устанавливал, что графическая основа языков РФ - это кириллица. В Татарстане же с 1999 года татарский язык преподается на основе латинской графики (наследие двадцатых годов прошлого века, потом-то татарский перевели на кириллицу). Причем представители судебной и законодательной ветвей власти Татарии ссылаются на тот факт, что латинская графика позволяет выразить специфические звуки татарского языка. Надо заметить, что ни один из представителей СМИ, слетевшихся вчера в КС, не смог представить, как отображать латинскими буквами звук "Ы". Кроме того, в самой республике проживает всего 1 млн. 300 тыс. татар и 5 млн. татар - в Российской Федерации, то есть колоссальное большинство российских граждан татарской национальности обучалось родному языку на основе кириллицы, а не латиницы.

Высказываясь по этой проблеме, Елена Мизулина была совершенно непримирима - это "завуалированный отказ от применения Конституции как таковой", а "введение этой графики ограничивает и права тех, для кого татарский язык является родным". Представитель от Госдумы в КС признала, что оспариваемый закон и был принят как реакция федеральных законодателей на новшества Татарстана. "То, что мы воспринимаем глазами, создает психологическую основу для близости, взаимопонимания", - хорошо, что в этот момент Мизулина не видела, как коротко глянул на нее глава Госсовета. Ни близости, ни взаимопонимания в его взгляде не читалось.

Решение по этим запросам КС вынесет через две-три недели. И это решение по существу станет основой для новых отношений федерального центра и субъектов Федерации. Как бы судьи ни пытались уклониться от политики, баланс федеративных взаимоотношений окончательно поменяется уже через месяц, когда Дума примет закон о назначении глав администраций во всех регионах без исключения. Да и угроза сепаратистскими настроениями в стране, борющейся с терроризмом, это шаг, на который власти Татарстана вряд ли пойдут.

Образование Татарстан Конституционный суд Волга-Кама