07.10.2004 06:59
Общество

Церковь вымолила землю

Без реституции
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3597)
Читать на сайте RG.RU

С публикацией в сегодняшнем номере "РГ" поправок в "земельный" пакет законопроектов религиозные организации в России наконец-то, после более чем 80-летнего обитания на "воздусях", обретают под ногами твердую почву. Безусловно, содержание поправок есть плод определенного компромисса. Горячие головы, которых, к слову, РПЦ так и не поддержала, предлагали просто возвратить Церкви все земли, которыми она распоряжалась и владела до 1917 года. Помимо того, что в ряде случаев это просто невозможно, при этом оказались бы ущемленными другие, неправославные, конфессии, которые до революции не владели в России земельными участками. Так что же решил законодатель? Причем решил это равно для всех конфессий, включая мусульман, буддистов, иудаистов и прочих?

Если религиозная община владеет неким культовым зданием, причем в нем совершаются реальные службы, а не делают свечек, то земля под этим храмом переходит в собственность этой общины. Естественно, она должна сама разобраться с тем, как платить земельные налоги. Прежде чем оформлять землю в собственность, надо бы убедиться, что мэр данного города и губернатор данной области освободили религиозные организации от уплаты земельного налога (обычно земельный налог делится между мэром и губернатором пополам). В противном случае надо быть готовым к тому, что вы просто не сможете заплатить земельный налог и ответите по всей строгости уже налогового законодательства. В России храмами владеют примерно 5-6 процентов общин, в основном речь идет о новых, не имеющих исторической и художественной ценности постройках.

Если община служит в храме, который в силу своей древности и красоты остается в собственности государства как особо охраняемый объект, такая община попадает в самую комфортную среду. Земля передается ей в срочное пользование до тех пор, пока эта община существует, то есть практически навечно. При этом землей можно пользоваться, как угодно (только храма не сносить, да этого и другие законы не позволят), а налога платить не нужно.

Наконец, если община владеет храмом, в котором сегодня реально службы нет, ей придется выкупать землю под этим храмом на общих основаниях или арендовать ее. Единственный выход - наладить службы в этом храме. Причем даже если сначала вы выкупаете такую землю и лишь потом решаете наладить там службу, государство возвращает вам понесенные расходы.

Земли, на которых стоят сооружения, принадлежащие общинам, но в которых нет службы, скажем, воскресные школы, организованные своими силами религиозные музеи, больницы - выкупаются или арендуются на общих основаниях. Такое решение вытекает из духа и буквы известного Закона о религиозных организациях, согласно которому разного рода льготами пользуется только то имущество, которое непосредственно задействовано в культе.

Самый царский, правда, опосредованный подарок, получают те храмы, а в основном - монастыри, которые успели оформить в постоянное бессрочное пользование пашню. Закон говорит, что такая пашня может быть безвозмездно передана в собственность общине, если не против местные власти.

Словом, новые нормы законодательства, лишь в некоторой степени облегчают положение религиозных организаций. Безусловно, речь не идет о каком-то "восстановлении исторической справедливости", о чем толковали иные, хотя бы потому, что логика современного земельного законодательства никак не связана с ситуацией "до 1917 года" и никак не апеллирует к ней. Стало быть, все поправки в законодательство написаны ради самых богатых общин, расположенных в исторических зданиях, и столь же "исторических" монастырей. Но и это - немало, с учетом того, в какой клинч попали религиозные организации после принятия недодуманного пакета земельных законов в 2001- 2002 годах.

Религия Земля Гражданское право