07.10.2004 02:03
В мире

Дик Чейни и Джон Эдвардс померились силами в эфире

Дик Чейни и Джон Эдвардс померились силами в эфире
Текст:  Сергей Чиркин (Нью-Йорк)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3597)
Читать на сайте RG.RU

В соединенных Штатах состоялся очередной раунд предвыборных телевизионных дебатов. Словесный поединок в прямом эфире устроили вице-президент США республиканец Дик Чейни и кандидат на этот пост от демократической партии - сенатор Джон Эдвардс.

 

Состязание прошло в университете Кейс Уэстерн Резерв города Кливленд, расположенного в штате Огайо. Выбор штата был не случаен. В нынешней президентской гонке Огайо с его двадцатью электоральными выборщиками - заветным призом как для Буша, так и для Керри - превратился едва ли не в основное поле их битвы за голоса неопределившихся избирателей.

Дебаты претендентов на вице-президентское кресло проводятся с 1976 года, и они практически никогда не оказывали существенного влияния на исход голосования. Однако на этот раз, по единодушному мнению наблюдателей, теледебаты дублеров приобрели особое значение. Ровно неделю назад в прямом эфире сошлись нынешний хозяин Белого дома Джордж Буш и его соперник сенатор-демократ Джон Керри. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, убедительную победу тогда одержал сенатор от Массачусетса. В результате рейтинги популярности Буша и Керри выровнялись, а предвыборная кампания получила новый накал страстей.

Подходя к этому раунду дебатов, демократы рассчитывали еще больше упрочить свои позиции, а республиканцы - остановить наметившуюся неблагоприятную для них тенденцию. Всеобщий интерес к очному состязанию между Чейни и Эдвардсом дополнительно подогревался тем обстоятельством, что по своей биографии, характеру и внешнему облику участники являются абсолютными противоположностями.

В роли ведущей выступила журналистка телеканала Пи-би-эс Гвен Айфил.

Общая тема дебатов специально заранее не оговаривалась. В результате круг вопросов был самым широким - от международной политики до социального страхования и налогов. Во внешнеполитической части основное внимание, как и ожидалось, было уделено иракскому вопросу. Первым ответ на него пришлось держать Дику Чейни. Его задача по отстаиванию политики Белого дома дополнительно осложнялась рядом высказываний, прозвучавших накануне из уст министра обороны Дональда Рамсфелда и бывшего главы временной иракской администрации Пола Бреммера. Первый, выступая в нью-йоркском совете по международным отношениям, в частности, признал отсутствие какой-либо связи между режимом Саддама Хусейна и террористической группировкой "Аль-Каида", а второй заявил, что нынешняя численность американских войск в Ираке явно недостаточна для обеспечения безопасности в стране. Ничего нового в защиту своей администрации вице-президент не сказал. Он лишь вновь повторил, что вторжение в Ирак является составной частью международной антитеррористической кампании. При этом Чейни также отметил, что ни он, ни другие высокопоставленные деятели правительства США и не пытались доказать наличие связи между организаторами терактов 11 сентября и прежним режимом в Багдаде. В свою очередь, Джон Эдвардс обвинил администрацию Буша в том, что она неспособна говорить правду о ситуации в Ираке и пообещал в случае прихода демократов к власти нормализовать ситуацию в этой стране путем интернационализации усилий и расширения коалиции государств, участвующих в реконструкции Ирака.

В ходе последующей дискуссии со всей остротой, как это и предполагалось, встал вопрос о связях Чейни с нефтяной компанией "Халибертон", которую тот возглавлял до своего избрания вице-президентом. Острые нападки по этому поводу со стороны демократического кандидата Чейни пришлось отбивать утверждением о том, что все обвинения о его злоупотреблениях пока так и остаются недоказанными. При этом возникла забавная ситуация. Обычно сдержанный в эмоциях Чейни, защищаясь, так разгорячился, что даже не заметил перехода к следующему вопросу. В результате время, отведенное ему на изложение позиции по арабо-израильскому конфликту, было потрачено вхолостую, а вопрос так и остался без ответа.

В отличие от президентских дебатов, где преимущество оказалось на стороне Керри, вице-президентский раунд пока не выявил явного победителя.

США