07.10.2004 04:10
Происшествия

Интервью с транспортным прокурором Москвы

Могут ли сегодня смертники попасть на борт самолета
Текст:  Андрей Шаров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3597)
Читать на сайте RG.RU

- Вячеслав Иванович, сначала о подробностях громкого дела о терактах. Что стало с капитаном милиции Михаилом Артамоновым, который отпустил террористок без досмотра? Многие считают, что его просто сделали крайним.

- Если бы Артамонов выполнил до конца свои должностные обязанности, этих страшных терактов могло и не произойти. Он занимался так называемым встречным досмотром пассажиров, прибывающих из Северо-Кавказского региона.

И террористки попали к нему не случайно. Их вычислили оперативные сотрудники. Поведение этих женщин вызывало определенные подозрения. Что должен был сделать Артамонов?

Отправить их в дежурную часть, где пассажирки прошли бы досмотр, при котором могли быть обнаружены адские машины. К тому же с подозрительных лиц следовало взять объяснительные - маршрут следования, цель поездки и т.д. Это тоже своего рода рубеж, позволяющий заподозрить человека в неискренности. Если бы сотрудник милиции просто выполнил эти процедуры, смертницы как минимум не успели бы попасть на рейсы, улетавшие в Волгоград и Сочи. Он же их практически сразу отпустил.

- Улетели бы другими самолетами...

- Не факт. У них просто могли сдать нервы во время нахождения и досмотра в отделении милиции.

- Опять пресловутый человеческий фактор, перед которым дает сбой любая надежная система?

- К сожалению, это так. Террористка, летевшая под фамилией Джебирхановой, с помощью добровольных помощников села на самолет за две (!) минуты до отправления. Кассир, кстати, не продала смертнице билет на рейс до Сочи, поскольку регистрация закончилась. Тогда билетный спекулянт Арутюнян купил ей билет на следующий день и по договоренности с ним сотрудник авиакомпании "Сибирь" Коренков посадил террористку на самолет. Оба заработали из воздуха деньги, как оказалось, на гибели сотни людей.

- Но как утверждали коллеги Коренкова, он имел право подсаживать людей на рейс.

- По должностной инструкции в случае, если время позволяет, он действительно мог это сделать. Но никак не за две минуты до отлета! Понятно, что в такой спешке, да еще при участии представителя авиакомпании досмотровый контроль будет снижен.

- Артамонов и Коренков - люди, имеющие непосредственное отношение к системе авиабезопасности. Но каким боком в этой компании оказался Арутюнян?

- После терактов наша прокуратура провела проверку системы авиабезопасности. Выяснилось, что таких, как Арутюнян, не один и не два. Эти люди достают билеты на дефицитные рейсы или договариваются о беспрепятственном проходе грузов. Они вступали в сговор с сотрудниками авиакомпаний, навязывали свои услуги пассажирам. Очень питательная среда не только для криминала, но и для терроризма.

- Есть такой банальный вопрос: куда смотрела милиция?

- Нам бы хотелось узнать это самим. Лично у меня нет уверенности, что сотрудники местного отдела милиции не знали о существовании этих предприимчивых граждан. Видимо, такая ситуация всех устраивала.

- Какие изъяны в системе авиабезопасности выявила проверка?

- Их много. Есть постановление правительства РФ, которое обязывает аэропорты иметь в своем арсенале устройства для обнаружения взрывчатых веществ. В данном случае таких приборов не было. Рамки металлоискателя, через которые проходят пассажиры и интраскоп, при помощи которого досматриваются багаж и ручная кладь, не позволяют обнаруживать безоболочные взрывные устройства. Он лишь выявляет предметы подозрительной формы и содержащие металл. То есть взрывчатку замаскированную, скажем, под кусок хозяйственного мыла, этот прибор не распознает. На городском терминале Павелецкого вокзала, откуда следует специальный экспресс-поезд в аэропорт, интраскоп хотя и был, но не работал. Слабо защищена и зона досмотра багажа. В зоне спецконтроля находились посторонние люди.

Все аэропорты снабжены десятками камер видеонаблюдения. Вроде бы много, но при этом сама система видеонаблюдения работала неэффективно. Я не стану рассказывать о всех дырах в системе безопасности, скажу лишь, что после того, как мы обнародовали итоги проверки, многие нарушения были устранены. Более того, принято решение об ужесточении контроля в аэропортах.

- Помимо усиления спецконтроля при посадке какие дополнительные меры принимаются в аэропортах?

- Принята целевая программа по внедрению специальной техники, которая позволит распознавать не только взрывчатые вещества, но и другие запрещенные к провозу предметы, в том числе наркотики. Кое-где она уже появилась. Эти приборы способны улавливать микрочастицы взрывчатки, которые могут находиться на одежде злоумышленника.

Будет совершенствоваться система видеонаблюдения. Аэровокзальные комплексы станут полностью прозрачными. Это позволит не только предотвращать теракты и правонарушения, но и контролировать работу аэропортовых служб.

Кроме того, в залах аэропортов теперь дежурят оперативные сотрудники спецслужб в гражданской одежде. Такая работа считается в мире одной из самых эффективных.

Антитеррор ЦФО