08.10.2004 02:22
Культура

Нобелевская премия досталась феминистке

Главную литературную награду мира получила австрийская писательница
Текст:  Юлия Малахова Игорь Являнский
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3599)
Читать на сайте RG.RU

Известие о столь высокой оценке собственного творчества Елинек удивило: "В жюри нобелевской премии - одни мужчины, а я часто выступаю с позиций феминизма". На церемонию вручения премии (денежное выражение которой - 10 млн шведских крон или 1,1 млн евро) в Стокгольм Эльфрида Елинек не поедет - она тяжело больна и почти не выходит из дома.

В Австрии Елинек недолюбливают - ее чрезмерно откровенные произведения смущают добропорядочных читателей, да и она не делает родине комплиментов. В ее очень женской прозе - мало любви и много жестокости. Ненависть - ее любимая тема. Эльфрида училась в католической школе, и поэтому ненавидит религию. Мать заставляла ее заниматься музыкой, поэтому она ненавидит и мать, и музыку. Когда-то она любила "вульгарный марксизм" и 20 лет состояла в членах австрийской компартии. Потом разочаровалась и в коммунизме. Писательница получила два высших образования - музыкальное и искусствоведческое. Официально числится замужем, но фактически ее брак давно распался.

Всемирную известность Эльфриде Елинек принес автобиографический роман "Пианистка". По этому роману Михаэль Ханеке снял еще более знаменитый фильм "Пианистка", получивший "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля в 2001 году. Кстати, Ханеке дружит с писательницей не один год - они почти ровесники, оба - австрийцы, она пишет пьесы, он работал театральным режиссером. Поэтому долгая творческая дружба Ханеке - Елинек не дает трещин.

Нобелевский комитет сделал акцент, присуждая в четверг писательнице награду, не на ее бунтарское творчество, а на художественные грани таланта. Награда присуждена Елинек "за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы".

Первый свой роман "Нас всех подставили, детка" Елинек издала в 1970 году, затем последовали еще несколько, в том числе "Дети мертвых" и "Похоть". Театралам хорошо известны ее драмы "Клара Ш." (о Кларе Шуман) и "Долина мертвых" (о философе Мартине Хайдеггере), вышедшие с перерывом в десять лет. А минувшей весной, в Берлине, на фестивале немецкоязычных стран Theatertreffen спектакль венского Бургтеатра Das Werk ("Работа") публика освистала. Слишком неистово и откровенно автор пьесы - госпожа Елинек - говорила о женской физиологии.

Елинек издают в основном маргинальные издательства, в Англии, например, ее издатель специализируются на лесбийской литературе. Правда, ее физиологическая безжалостность, горечь и злость всегда высказаны хорошим - то нарочито простым, то изысканно сложным слогом. При этом давно подмечено: романы и пьесы этой писательницы с гораздо большим интересом изучают мужчины, чем женщины.

Литература