Собственно, визит в Казахстан главы российского правительства готовился уже давно. Ранее предполагалось, что Михаил Фрадков посетит только космодром Байконур, но не вышло. Во время же этого визита российский премьер должен был проводить на МКС очередной международный экипаж, но старт был перенесен на несколько дней из-за неполадок на корабле. Тем не менее космическая тема, безусловно, была одним из центральных вопросов, которые обсуждали премьеры. В частности, было решено ускорить работу над двумя совместными проектами - "Кассат" (запуск казахстанского спутника связи и телевещания с Байконура) и "Байтерек" (создание космического ракетного комплекса тяжелого класса). Российско-казахский проект оценивается в 300 млн. долларов, причем финансироваться он будет в равных частях. Вообще, в космической сфере у России и Казахстана, судя по всему, полное взаимопонимание. Несмотря на то, что было внесено несколько изменений по использованию Байконура в части финансирования в совместном использовании, Астана готова продлить для нашей страны аренду Байконура до 2050 года на прежних условиях - 115 млн. долларов в год.
Но не обходится и без проблем. России и Казахстану в свое время удалось договориться о делимитации почти всей границы протяженностью 7 тысяч 400 км. Осталось лишь десять спорных участков, причем, как уверяют эксперты, по восьми из них можно будет договориться без особых проблем. "В целом есть восемь участков, по которым у нас есть компромиссные предложения", - подтвердил казахский премьер.
В частности речь идет о поселке Огнеупорный, который, с одной стороны, находится в Казахстане, но, с другой, 100% его жителей - граждане России. По словам Ахметова, скорее всего будет осуществлен обмен территориями на паритетной основе. "Мы стремимся учитывать интересы каждого государства", - заметил он.
Но в отношении спорной территории на 16 тыс. га с так называемым Имашевским газоконденсатным месторождением и еще одним водоносным участком, видимо, потребуются гораздо большие усилия переговорщиков. "Есть некоторые нюансы по ряду участков, в том числе тех, где находятся месторождения, однако по всем этим вопросам существуют предложения конструктивного характера", - уточнил казахстанский премьер. Правда, Михаила Фрадкова, несмотря на внешне очень доброжелательный тон, итоги переговоров по делимитации явно не удовлетворили. "Нам удалось сузить проблемы до принципиально важных и ограничиться более четкой констатацией позиций, но переговоры еще не завершены", - подчеркнул глава российского правительства. Впрочем, у казахского премьера в ближайшее время будет повод порадовать своего коллегу. Фрадков полагает, что к декабрьскому визиту Ахметова в Москву могут быть разрешены оставшиеся проблемы. К этому же сроку будет подготовлено соглашение по разделу продукции на нефтяном месторождении "Курмангазы".
К числу интересных совместных проектов относится развитие Карачаганакского газоперерабатывающего комплекса. Сначала в Казахстане предполагали построить собственный завод по очистке газа с крупнейшего в мире Карачаганакского месторождения с запасами более 1,2 млрд. тонн жидких углеводородов и 1,3 трлн. кубометров газа. Месторождение на основе соглашения о разделе продукции с Казахстаном разрабатывает международный консорциум Karachaganak Petroleum Operating. Доли участия в консорциуме компаний ENI и BG составляют по 32,5%, ChevronTexaco - 20%, "ЛУКОЙЛа" - 15%. Но стоимость создания ГПЗ в Казахстане оценили в 1-1,2 млрд. долларов. Пока же основным переработчиком является Оренбургский ГПЗ, который в 2003 году переработал около 5,5 млрд. кубометров газа и 4,5 млн. тонн нестабильного газового конденсата, поставленного с Карачаганакского месторождения. "Проект должен быть конкурентным как в России, так и в Казахстане", - заметил казахстанский премьер. Именно поэтому от создания нового ГПЗ в Казахстане решили отказаться и модернизировать Оренбургский комплекс.
Но если в газовом вопросе премьерам удалось поставить точку, то вопрос создания банка развития для стран СНГ пока так и остался открытым. Инициатива создания такого банка была выдвинута Нурсултаном Назарбаевым во время саммита СНГ в Ялте в сентябре прошлого года. А в начале 2004 года президент Владимир Путин на переговорах с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым высказался за создание инвестиционного банка с активным участием российского и казахстанского капиталов. "Россия и Казахстан заинтересованы в формировании многосторонних финансовых механизмов на пространстве СНГ. По мнению экспертов, такой механизм может быть создан на базе Межгосбанка СНГ с активным привлечением российского и казахстанского капиталов", - сказал тогда Путин. Единственное, что надо было сделать, - "наполнить реальным содержанием". Собственно, это и поручили специалистам двух стран, чтобы они договорились по объему участия России и Казахстана в этом банке. Но дальше деклараций дело так и не пошло. "Сейчас решается вопрос, на какой базе создавать банк развития СНГ - Межгосбанка или создавать новый банк, - сказал Фрадков. - Вопрос требует дальнейшей проработки и, надеюсь, в ближайшее время мы найдем решение".