Собственно, правительству в последнее время никак не удается расслабиться. Сегодня, к примеру, министры приедут на Краснопресненскую набережную на внеочередное заседание правительства для рассмотрения законопроекта о распределении дополнительных доходов. "В ближайшее время законопроект будет внесен в Государственную Думу, - разъяснил вице-премьер Александр Жуков цель внеочередного собрания. - В документе описаны конкретные направления распределения средств".
В частности, 5 миллиардов рублей допдоходов планируется направить на "лизинг и приобретение сельхозтехники". "Это позволит пополнить парк и загрузить предприятия", - считает вице-премьер. Еще 6,3 миллиарда рублей будут израсходованы на социальную защиту инвалидов и более 3 миллиардов - на другие социальные расходы. Судя по всему, губернаторам все же удалось убедить центр в необходимости дотаций при переходе к льготным выплатам. На эти цели и подготовку к зиме в регионы направят 6,6 миллиарда рублей. Более 6 миллиардов рублей предусмотрено на региональное дорожное строительство. "Существенные суммы в этом году планируется потратить на антитеррористические мероприятия - закупку современной техники и другое", - заметил вице-премьер. 12 миллиардов, по его словам, будут выделены на особо важные объекты - транспортные и ценные объекты культурного наследия.
Наконец, кабинет министров решился и назвать статьи, на которые будут направлены 1,5 миллиарда рублей, сэкономленных на президентской кампании - они пойдут на лечение детей и ветеранов. Планируется, что треть - 0,5 млрд. рублей будет израсходована на лечение гематологических и онкологических заболеваний детей, трансплантацию почек и печени. Еще 160 миллионов планируется потратить на реанимобили для ветеранов, 820 миллионов - "для приобретения оборудования для госпиталей ветеранам".
Переместившись из Кремля на Краснопресненскую набережную, кабинет министров продолжил обсуждение лекарственной темы. Но, покинув кремлевские коридоры, спор, как обеспечить качество лекарственных препаратов, не утих.
"В этом вопросе достаточно проблем и с точки зрения качества, и с точки зрения доступности", - заметил Фрадков, явно намекая на то, что некоторым из присутствующих придется изменить собственные позиции. Выбор пал на ответственного министра здравоохранения и социального развития. Михаил Зурабов пытался вчера убедить премьера Михаила Фрадкова в том, что рынок должен сам регулировать цены и ассортимент лекарственных препаратов, но глава правительства не принял приводимых аргументов и остался непреклонен. При этом он предложил Зурабову фактически использовать любые эффективные механизмы для обеспечения доступных цен, ассортимента и качества лекарственных препаратов, поступающих на российский фармрынок. Зурабов сдался и заявил, что со следующего года будет проводиться работа по установлению так называемой "референтной" цены еще до определения поставщиков, чтобы иметь возможность ориентироваться на тех производителей, чьи цены будут такими же, как референтная цена, либо ниже. И еще об одном нововведении - установке единой предельной отпускной цены на биоэквивалентные лекарственные средства вне зависимости от наименования лекарств.
Поскольку именно в следующем году должен быть реализован закон о льготных выплатах, на обеспечение льготных категорий населения лекарствами потребуется 52 млрд. рублей. Об этом заявил директор Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев. В эту сумму оценивается расширение в 4-6 раз списка лекарственных средств, предоставляемых льготникам. "Новый перечень должен превысить 1200 наименований, и это гораздо больше, чем предоставляется сейчас", - отметил Зурабов.
По словам министра, перечень лекарств в регионах с наилучшим финансовым обеспечением сейчас включает в себя 300-400 наименований, а в большинстве субъектов он куда более скромен и не превышает 200. Кроме того, подготовлен проект постановления правительства о перечне жизненно необходимых лекарственных средств, который должен быть принят в ближайшее время. Как отметил Зурабов, при разработке документа учитывалась уже сложившаяся схема лечения и предоставления лекарств льготным категориям.
Правительству предстоит как минимум решить четыре основные проблемы для внедрения системы бесплатной медикаментозной помощи. Речь идет об обеспечении равенства прав граждан на медикаментозную помощь вне зависимости от места проживания, о полноте обеспечения лекарственной помощью, обеспечении качественной помощи и организации предоставления этих услуг гражданам в удобной для них форме. Зурабов предложил отказаться и от проведения конкурсов между фармацевтическими компаниями, поскольку, как заметил министр, это зачастую означает субъективный подход. Вместо этого будет проводиться квалификационный отбор. То есть каждый производитель и поставщик может заявить о том, что намерен поставлять свою продукцию в рамках создаваемой системы. Но при этом будет тщательно проверяться качество продукции, а предпочтение будет отдаваться тем, кто предложит более низкую цену.