13.10.2004 01:00
Общество

К России еще тянутся, но уже по инерции

Социологи выяснили, хотят ли украинцы, казахи и белорусы жить с русскими
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3602)
Читать на сайте RG.RU

Ученые справедливо рассудили, что людей подталкивает к интеграции бедность. Во всех странах "четверки" около половины народа недовольны своей жизнью, хотя в Украине пессимистов - большинство (около 60 процентов), а в Казахстане недовольны своей судьбой лишь 40 процентов. При этом каждый пятый казах считает себя богачом, тогда как в России таковых лишь 12 процентов, а в Украине и вовсе 7 процентов. Однако, по мнению респондентов, в экономиках их стран вообще дела обстоят еще хуже, чем у них в кошельках. Все четыре страны трубят о своем экономическом росте, но этому верят лишь 7 процентов россиян, 10 процентов белорусов, 3 процента украинцев. У казахов и тут оптимистов больше всего - 21 процент. Если вспомнить, что Казахстан, по факту, дальше всех прочих стран "четверки" пошел по пути реформирования экономики в рыночном ключе, есть о чем подумать.

Еще более интересно то, что россияне почти не думают об экономике. Лишь 24 процента соотечественников видят, что в стране есть экономические проблемы, остальные, завороженные высокими ценами на нефть, считают главными бедами России терроризм (45 процентов) и преступность (31 процент). В других странах "четверки" картина обратная. Главная проблема для рядового белоруса - экономика вообще, для украинца и казаха - инфляция и рост цен. Вот с такими понятиями о жизни эти четверо решили строить совместное бытие. Но решили ли?

На первый взгляд вроде бы да. От 34 до 41 процента людей в наших странах хотят быть вместе с Россией и Запад им не нужен. Правда, большинство (от 32 до 47 процентов) хотят интегрироваться и с Россией, и с Западом одновременно. Число последовательных "западников" невелико, и больше всего их в Украине (13 процентов), а меньше всего - в России и Казахстане (по 9 процентов). Однако народ показывает свои истинные настроения, когда его спрашивают, хочет он в ЕЭП или в ЕС. При том, что в ЕС никого из нас не зовут, туда хочет треть населения всех стран "четверки". Тех, кто предпочтет "четверку" европейским кущам, конечно, пока большинство, но факт, что 27 процентов казахов хотели бы победить географию и войти в ЕС, потрясает. Причем за членство в ЕС выступает молодежь, которой по определению становится все больше, а за ЕЭП - люди, пожившие в СССР, число которых только уменьшается. Еще тревожнее, что в Белоруссии, которая первая вступила в альянс с Россией, число "западников" стремительно растет. Похоже, для этих людей дружба с Россией - это консервация статуса-кво внутри собственной страны, а альянс с Западом - желанные перемены.

Ну а что же Украина? 78 процентов украинцев и на востоке, и на западе считают, что у них с Россией больше общего, чем различного. В то же время в своих соотечественниках ("западяне" в восточных украинцах и наоборот) видят больше общего, нежели различного половина людей - что там, что там. Украинские социологи сделали вывод: нация расколота, и она тянется к России в надежде сохранить единство. Выходит, что "против России" не голосует почти никто, скорее запад - против востока, а восток - против запада. Сдается, что влияние украинских выборов на интеграцию сильно преувеличено. Не выборы решают судьбу ЕЭП. Народы всех четырех стран, утомленные борьбой со своими проблемами в одиночку, подталкивают своих лидеров кто к России, кто к Западу. А что же политики?

По факту для большинства государств "четверки" путь тесной интеграции с Западом по разным причинам закрыт. И им остается интеграция с Россией. Однако что для простого человека ностальгическое воспоминание об СССР, то для чиновника - угроза утраты вожделенного "суверенитета". Чиновник медлит. Народ волнуется. Молодежь, которую ничто не связывает с экс-СССР, подрастает.

Социология Европейский союз Единое экономическое пространство (ЕЭП)