13.10.2004 00:00
Власть

Военком Воронежской области: нужно больше рассказывать

Ее не мешало бы отведать каждому юноше – считает военком Воронежской области
Текст:  Лариса Карташова
Российская газета - Черноземье: №0 (3602)
Читать на сайте RG.RU


- В этом году нам предстоит призвать около трех тысяч человек, – рассказал Калашников. – Мы легкой работы не ждем. Сегодня у молодежи настолько неправильное воспитание и родители настолько напуганы, что каждый под любым предлогом хочет свое чадо спрятать. Поэтому нам придется изрядно потрудиться, чтобы выполнить план.

- Нежелание молодых людей служить в армии беспричинным не назовешь…

- Конечно, бывают случаи казарменного хулиганства - так называемая "дедовщина", но не могу сказать, что на сегодняшний день - это массовое явление. Зачастую боятся не столько даже "дедовщины", сколько просто тяжелой жизни. Парень не способен на перекладине ни разу подтянуться - и его приходится заставлять учиться делать это и многое другое. Учения, наряды, караулы - это тяжелый труд, а многие не желают сколько-нибудь напрягаться. Не только в армии - вообще нигде.

Целевая правительственная программа комплектования армии предусматривает всеобщую воинскую обязанность, а служба по контракту – вторична.

Недавно меня пригласили в молодежный клуб на встречу с пацифистами всех видов и родов. Слушая их вопросы и рассуждения, я очередной раз убедился в том, насколько молодежь не владеет полным объемом информации в отношении призыва. Зачастую призывники, не зная о своем состоянии здоровья, уже прячутся от армии - таких у нас 78 процентов. Хотя некоторые из них могут не идти в армию на законных основаниях - прежде чем бегать, им для начала просто надо было бы пройти медицинское обследование.

Такая неосведомленность и малодушие - прямое следствие плохой разъяснительной и воспитательной работы с молодежью. Да и с кого подрастающему поколению пример брать?  Я часто бываю в селах и меня возмущает, когда я вижу, что уже к полудню большинство местных жителей - пьяные, бродят нигде и ничем не занятые. Разве это нормально, когда, проходя мимо остановок, расположенных рядом с вузами, видишь, что там валяются шприцы, презервативы?.. Мы смирились с тем, что парень 18-20 лет, никого не стесняясь, идет по улице с пивом и сигаретой - разве это нормально?!

Сегодня полностью заброшена подростковая подготовка к армии. У нас в городе нет ни одного открытого стадиона, где пацаны могли бы гонять мяч, подтягиваться на перекладине, когда им захочется. Полностью уничтожены фельдшерские пункты в школах, где проверяли здоровье детей. Как результат: когда 16-летний парень проходит у нас медкомиссию, он впервые узнает, что у него есть хронические заболевания.

Хотя, что касается работы с молодежью, у нас есть примеры для подражания. Недавно в Уфе проходил всероссийский методический сбор, где нам показали, как должно быть. Там передовая - по отношению к детям - республика. В Башкортостане с детского садика и вплоть до окончания школы налажен системный контроль за здоровьем ребят. А у кого проблемы - тем бесплатно предоставляются путевки в санаторий.

- Наш читатель Евгений Егорычев спрашивает, решит ли проблемы армии переход на профессиональные рельсы?

- Распространенная ошибка: многие думают, что когда у нас будет профессиональная армия, то исчезнет всеобщая воинская обязанность. Однако одно ни в коем случае не исключает другое. Целевая правительственная программа комплектования армии  предусматривает всеобщую воинскую обязанность, а служба по контракту - вторична. В противном случае, откуда будем брать контрактников? Мы и сегодня берем только тех, кто отслужил в армии. У нас, кстати, и с контрактниками не все так благополучно, как может показаться. 90 процентов желающих мы отсеиваем по медицинским показателям (в 2001-м это было 297 человек, в 2002-м - 489, в 2003-м - 1920),  ввиду  эмоционально-психологического состояния, непогашенной судимости (таких в этом году - уже 187), по причине злоупотребления алкоголем и склонности к употреблению наркотиков (в 2001-м таких было 615, в 2002-м - 820, в этом - уже 287). Все чаще приходится сталкиваться с теми, кто делал суицидальные попытки.
Я считаю, что мы даже немного опоздали: на профессиональные рельсы армию надо было переводить сразу после распада Советского Союза - тогда платформа была колоссальная, дух был колоссальный.

- Где служат воронежские призывники? Учитываются ли их пожелания при определении места службы?

- Около двухсот воронежских парней служат в президентском полку. Их туда отбирают особенно тщательно - проверяют смекалку, интеллект. В Смоленске есть часть, на сто процентов укомплектованная воронежцами. Служат наши ребята на кораблях Черноморского и Северного флотов - в частности, на небезызвестной вам подводной лодке "Воронеж".
Что касается желания призывников относительно рода войск, то мы стараемся их учитывать. Но многое в конечном итоге зависит от состояния их здоровья и физической подготовки. К примеру, процентов 40 желают служить в воздушно-десантных войсках, а по медицинским показателям для службы в них подходит процентов 15 призывников.

- Некоторые склоняются к тому, что 18 лет - слишком ранний возраст для призыва в армию. Не стоит ли "поднять планку"?

- Когда был призыв с 19-ти лет, боролись за снижение призывного возраста, теперь вот за повышение высказываются. Я считаю, что 18 лет - это самый оптимальный возраст. Во-первых, в этом возрасте мальчишки уже в состоянии решать боевые задачи, во-вторых, когда он в 20 лет возвращается из армии - это вполне подходящий возраст, чтобы начать полноценную гражданскую жизнь - учиться, осваивать профессию.

- В Воронеже при четырех вузах есть военные кафедры, где готовят офицеров для службы в армии. Нужны ли они сегодня, спрашивает воронежский студент Антон Белых?

- Четыре кафедры выпускают массу лейтенантов, и  только 7-10 процентов из них отправляются служить. Как показывает практика, требования к служащим в вооруженных силах несколько отличаются от того, чему учат на кафедрах. К тому же на старых образцах и оборудовании далеко не уедешь, а в вузах последние десятилетия ничего нового не появлялось. Так что, по всей видимости, "отстающие" кафедры будут сокращать.

- Много ли в Воронежской области желающих пройти альтернативную службу?

- Накануне прошлого призыва у нас было 79 желающих пройти альтернативную службу, у 10 из них на руках было решение суда, и мы были обязаны предоставить им место службы. Из федеральной службы занятости пришли вакансии - в основном в исправительно-трудовых колониях, в туберкулезных изоляторах и тому подобных - главным образом в медицинских учреждениях. Трое сейчас добросовестно проходят службу, двое получили отсрочку по состоянию здоровья, а еще двое - находятся в бегах. Одним словом, хочу сказать, что многие заявлявшие ранее о своем желании проходить альтернативную службу, надеялись, что это будет очередная лазейка для того, чтобы вообще нигде не служить.

- Чем рискуют те, кто бегает от альтернативной службы?

- Тем же, что и уклоняющиеся от призыва в армию: ст.328 ч.2 УК РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы. Но уклонисты самого главного не могут понять: освобождение от воинской обязанности наступает в 27 лет. И за это время (девять долгих лет) мы все равно его разыщем и заставим служить. Но одно дело, когда парень служит в 18-19 лет, и совсем другое - когда в армию он попадает 26-летним "переростком" в окружение ребят значительно младше его. Более того: те, кто уклонился от службы в армии, зачастую впоследствии в этом раскаиваются, потому что в какой-то момент оказывается, что они не могут работать ни в милиции, ни в налоговой инспекции, ни на железной дороге. Ко мне уже не раз обращались с просьбой помочь аннулировать "белый билет": мол, у меня двое детей и я не могу никуда устроиться на работу. Я отвечаю: иди к тому, кто сделал тебе этот "волчий билет" и оказал тем самым медвежью услугу.

Кстати, вы, наверняка, слышали, что в недалеком будущем бесплатно высшее образование будут получать только те, кто отслужил в армии.

- Инна Михайличенко из Россоши спрашивает, призываете ли вы в армию девушек?

- Да, и желающих достаточно много. За год около 20 женщин призываем - они в армии служат связистками, телефонистками, медсестрами, фельдшерами, работниками пищеблока и т.д. Многие из призывающихся - жены военных, поэтому служат в том же гарнизоне, что и муж.

- Как происходит отправка призывников? Многим памятен трагический случай прошлой осени, когда группа призывников оказалась в больнице…

- На сегодняшний день выводы сделаны на уровне Министерства обороны. Поэтому сейчас мы переодеваем призывников на сборном пункте - даем зимнюю форму: нательное белье, камуфляж, теплые шапки. На днях у нас была крупная проверка, и вопросов по этому поводу к нам не возникло. Кстати, мы организовали на сборном пункте круглосуточное питание ребят и - спасибо за помощь местной власти - увеличили стоимость дневного пайка с 22-х до 46 рублей.

- Работа комиссариата не заканчивается отправкой призывников. Вы  отслеживаете, как проходит служба воронежских "срочников"? Что делаете, когда приходит мать и, ссылаясь на письма сына, говорит, что его обижают?

- Действительно, отправить служить - это полдела. Нужно, чтобы парень нормально отслужил и вернулся домой живым и здоровым. Поэтому мы наладили тесные контакты с близлежащими воинскими частями: обладминистрация нам выделяет машину, мы туда сажаем представителей СМИ, родителей и едем по воинским частям. Когда два года назад я только заступил на должность военного комиссара Воронежской области, у нас 29 парней было в "самоволках". На сегодняшний день беглецов нет. Потому что если такие инциденты случаются, то мы сразу разыскиваем ребят и разбираемся в ситуации, а также с теми горе-командирами, по вине которых произошла нештатная ситуация.

Армия Воронежская область Центральная Россия