14.10.2004 02:00
В мире

Посол Белоруссии об экономике своей страны

Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (187)
Читать на сайте RG.RU

У здравомыслящих людей не вызывает сомнения тот факт, что Беларусь за последние 10 лет превратилась в самодостаточное, устойчиво и динамично развивающееся современное европейское государство. Но путь к этому был весьма непрост. Если не делать выводов из прошлого, не извлекать из него уроков, общество вновь и вновь будет по спирали совершать те же ошибки, пожинать плоды беспамятства.

Сегодня можно с уверенностью констатировать: государство выбрало верный путь эволюционного реформирования национальной экономики, который можно назвать терапией без шока. С одной стороны, государство усилило свое присутствие в тех сегментах экономики, которые оно справедливо относит к сфере национальной безопасности. В то же время из года в год в Беларуси набирает обороты приватизация ряда предприятий.

Существенный резерв экономического роста мы видим в дальнейшем развитии в Беларуси предпринимательства, прежде всего малого бизнеса. Так, если Москва имеет около 20 малых предприятий на одну тысячу жителей (в странах Евросоюза этот показатель еще выше), то в Минске их не более восьми. Вот почему правительство республики разработало и реализует комплекс мер по стимулированию развития малого предпринимательства.

В Беларуси успешно реализуется ряд крупных инвестиционных проектов с участием иностранного, в том числе российского капитала. Вместе с тем реальный сектор белорусской экономики испытывает дефицит инвестиционных средств, необходимых для обновления изношенных основных производственных фондов. Руководство Беларуси намерено привлекать иностранный капитал на условиях, выгодных для национальной экономики.

Место и значение Беларуси в значительной степени определяется благоприятными условиями для осуществления транзитных операций. Через территорию республики проходят важнейшие транспортные коридоры, соединяющие западноевропейские страны с Россией и другими государствами Евразии. По объему международных транзитных перевозок по ее территории республика занимает 4-е место в Европе. Беларусь стремится использовать все преимущества своего географического положения. Все чаще белорусские экономисты говорят о том, что выгоды транзитного положения страны не используются национальной экономикой в полной мере.

Выстраивая многовекторность национальной внешнеэкономической политики, Беларусь четко определила свои приоритеты. Главный из них - взаимовыгодное сотрудничество, тесный союз с Россией. Лидеры двух наших стран определили межгосударственную стратегию дальнейшего белорусско-российского объединения. Реальная причина и движущая сила единения наших стран - схожесть стоящих перед ними реформаторских целей и задач. Интеграция, способствуя оптимизации использования человеческого потенциала и материальных ресурсов, расширению рынков сбыта продукции, более эффективному отстаиванию общих интересов на международной арене, позволит быстрее и эффективнее эти задачи решить.

Определенные - и весьма эффективные - итоги такой деятельности можно подвести уже сегодня. Наши страны проводят синхронизацию законодательства с целью усиления его функции как стимула повышения деловой активности предпринимательских структур, постепенно снижается налоговая нагрузка на товаропроизводителей, упрощаются процедуры налогообложения. Создаются правовые основы союзной собственности.

Проведение экономических преобразований в двух государствах предполагает также дальнейшее осуществление совместных мер в области защиты отечественных товаропроизводителей. Беларуси и России удалось достичь значительного прогресса в выработке единой торговой и таможенно-тарифной политики. Практически унифицированы торговые режимы, применяемые в торговле с третьими странами, установлен единый для Беларуси и России порядок введения и применения защитных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также единый порядок экспортного контроля.

В результате сегодня Россия является основным экономическим и торговым партнером Беларуси. На ее долю приходится около 60 процентов общего объема внешней торговли нашей республики. В том числе половина всей белорусской продукции поставляется в Россию и более 65 процентов белорусского импорта приходится на российские товары. Белорусский экспорт в Россию в прошлом году составил 4,9 млрд. долларов, импорт - 7,6 млрд. долларов. Впечатляют и результаты текущего года. По оценкам, с 2005 года мы переступим во взаимном товарообороте рубеж в 16 млрд. долларов. Это беспрецедентный в мировой практике рост.

России интеграция с Беларусью также предоставляет ряд серьезных экономических выгод, начиная с увеличения емкости внутреннего рынка, обеспечения поставок некоторых не производимых в России видов продукции машиностроения, химической промышленности и заканчивая получением надежного, наиболее экономически выгодного коммуникационного коридора в Западную Европу. Например, газопровод "Ямал - Западная Европа", проходящий через территорию Беларуси, почти на 500 километров короче украинской трассы. Российская нефть транспортируется по белорусскому участку нефтепровода "Дружба" в Польшу, Германию, Чехию, Словакию и Венгрию. Важность географического положения Беларуси еще более возрастает в связи с превращением Калининградской области в анклав, окруженный странами -членами Европейского союза.

Известно, что некоторые виды продукции, производимые в нашей республике, жизненно важны для российской экономики. Например, до сих пор 80 процентов тракторного парка в России составляют машины, выпускаемые Минским тракторным заводом. В горнодобывающей промышленности более 40 процентов грузов вывозится автомобилями белорусского производства - знаменитыми БелАЗами (в чем нет ничего искусственного, так как это предприятие занимает треть мирового рынка аналогичной продукции). Покупая тракторы, другую технику в Беларуси, Россия обеспечивает занятость своим гражданам, поскольку белорусские производители тесно кооперированы с российскими заводами.

Одним из приоритетных направлений в работе по развитию торгово-экономических отношений наших стран является повышение эффективности прямых связей Беларуси не только с центром, но и с российскими регионами, федеральными округами и межрегиональными ассоциациями. Еще четыре-пять лет назад Беларусь имела устойчивые связи лишь с очень незначительным числом регионов России. Сегодня около 70 субъектов Российской Федерации имеют с Республикой Беларусь договорные отношения о сотрудничестве. Во взаимных поставках продукции участвуют предприятия практически всех российских регионов. Среди них наибольший удельный вес занимают Москва, Тюменская и Московская области, Санкт-Петербург, Татарстан, Смоленская, Пермская, Ярославская, Нижегородская и Свердловская области. В 10 городах России действуют отделения нашего посольства. Это Мурманск, Санкт-Петербург, Тюмень, Калининград, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Нижний Новгород и Уфа. 10 регионов России открыли свои представительства в Беларуси - Алтайский, Краснодарский и Приморский края, Ярославская, Орловская, Калининградская, Нижегородская области, республики Дагестан, Калмыкия и Бурятия. Усилено развитие прямых многоуровневых контактов по сцеплению товаропроизводителей двух стран и потребителей. Сейчас реализуется Программа по развитию торгово-экономического сотрудничества Москвы с областями Беларуси на 2004-2006 годы. Устанавливаются прямые хозяйственные связи городов и районов республики с административными районами Санкт-Петербурга.

Сегодня несомненно то, что за годы постсоветской интеграции выкристаллизовался определенный алгоритм взаимоотношений Беларуси и России в новом для себя качестве - союзников. Основа, костяк интеграции, по моему глубокому убеждению, лежит именно в прагматичной экономической области, что в недалеком будущем продиктует новую политическую составляющую и обусловит самое тесное единство наших народов. Народно-хозяйственные комплексы Беларуси и России вследствие сложившейся за десятилетия специализации не утратили потенциала взаимодополняемости и в новых, рыночных условиях. Так, приоритетным направлением торгово-экономического сотрудничества республики и Нижегородской области является углубление производственной кооперации в области машиностроения и увеличение поставок комплектующих и запасных частей для производства автомобильной и сельскохозяйственной техники. В рамках этого направления реализуется подписанное в апреле соглашение о сотрудничестве между РУН "Минский моторный завод" и ОАО "Горьковский автомобильный завод", предусматривающее увеличение поставок в 2004 году белорусских дизельных двигателей для комплектации грузовых автомобилей повышенной проходимости марки "ГАЗ".

Белорусская модель экономики прошла проверку временем, позволив преодолеть глубокий спад производства, развернуть институциональные рыночные реформы, избежать социальных потрясений, укрепить государственность и реальный суверенитет страны, в максимально возможной степени увести ее от коррупции. Безусловно, в нашей экономике есть еще нерешенные вопросы. Но несмотря ни на что, мы сохранили и укрепили свой интеллектуальный и кадровый потенциал. Улучшение своей жизни большинство белорусов привычно связывают не только с собственными усилиями, инициативой, предприимчивостью, но и с помощью и поддержкой со стороны государства и общества.

Важно то, что фактически впервые в новейшей истории Беларуси появились твердые основания говорить о стабильной, предсказуемой жизни не как о цели или перспективе, а как о свершившемся факте, как о времени оправдавшихся надежд.

Беларусь