...Вся страна окунулась в "Московскую сагу". Те, у кого есть время, освободили вечера, чтобы посмотреть на Первом канале 22-серийную историю семьи Градовых, снятую по роману Василия Аксенова. Те, у кого его нет, сожалеют, что им, как журналистам, не показали "сжатый" пятисерийный вариант - чтобы они могли быть в курсе того, о чем все говорят. Сериал заполонил всю нашу жизнь - реклама, билборды, утренние интервью с актерами... Кажется, что даже "Ночной дозор" так интенсивно не раскручивали. Остается только поражаться профессионализму создателей в области промоушна. Окончательно меня добил тот факт, что якобы в Серебряном Бору, в том самом доме, где снимался сериал, собираются сделать музей "Московской саги". Такого у нас еще не было. И сразу на память пришли слова из первой серии фильма, которые произносит героиня Инны Чуриковой Мэри Вахтанговна о том, что она хочет, чтобы дом, которому по фильму исполняется 25 лет, стоял вечно, чтобы там снова все собирались и приходили в него дети и внуки.
Однако реальная жизнь закручена похлеще, чем даже самый хороший роман. Она вносит свои коррективы, и они порой не менее шокирующие, чем реклама колготок, которая вклинивается в сериал как раз после того, как показывают сцену смерти Фрунзе. Что это за дом? Какова его история? Какие гости съезжаются на эту дачу сегодня?
Удалось узнать не очень много. Построен он был еще в 1913 году. Табличка на фронтоне "1900" исторической правде не соответствует. В доме в советские времена была правительственная дача. Дольше всех на ней отдыхал известный большевик, красный командир Косиор. Потом здесь проводили летние сезоны Каганович и Ворошилов. Позже дом перешел в ведение Комитета народного образования СССР. Говорили, что в этом доме был интернат, но эта информация не подтвердилась. Вот рядом, по соседству, перед войной действительно был детский туберкулезный санаторий. Ближе к нашим временам дом передали департаменту образования при правительстве Москвы. Со времен постройки он не ремонтировался. Стоял заброшенный, ждал своего часа.
Рассказывает продюсер сериала Антон Барщевский:
- Дом в Серебряном Бору - по сути, герой фильма, главный неодушевленный персонаж. Мы, конечно, могли провести съемки на Николиной Горе, в Жуковке, Барвихе или любом другом районе Москвы и Подмосковья. Серебряный Бор нынче место труднодоступное. Въезд туда по пропускам. Пропуск стоит сто рублей. Получить разрешение на съемки в Серебряном Бору - особая проблема, потому что это заповедник. С точки зрения производства нам было бы проще перенести съемки на другую территорию и выдать это за Серебряный Бор.
Однако Серебряный Бор - это особое место для той эпохи. Тогда в нем жил определенный круг людей - деятели культуры, науки, военачальники, люди номенклатуры. Это был, можно сказать, социальный заповедник. Чем-то подобным позднее стал Дом на набережной.
В результате наша группа отсмотрела огромное количество домов в Серебряном Бору, в частности, мы долго присматривались к даче Большого театра. Но самым оптимальным вариантом оказался этот дом. Когда мы его нашли, он был практически полностью разрушен, огромная территория вокруг него была заросшей. Туда даже никто не ходил, а иногда там жили бомжи.
- Наверное, это вас и вдохновило?
- Да, это был материал, из которого можно строить. И еще важно, что там был фундамент. То есть это не то же самое, что построить новый дом. Наши художники Алена Табакова и Владимир Ермаков увидели в этом доме потенциал.
- А Василий Аксенов видел, что вы выбрали?
- Да, конечно, мы приезжали с ним, буквально протоптав туда первую тропинку. У нас даже есть фото на пороге разрушенного дома. И арт-директор картины Алексей Аксенов, сын Василия Павловича, тоже одобрил эту идею.
В результате дом внутри был значительно перестроен. Оштукатурен. Какие-то элементы мы сохранили. Например, камин, предварительно отделав его в стиле нужной эпохи. Мы решили сделать дом деревянным.
- Много вложили?
- Да, он был достаточно дорогим, потому что нужно было восстановить системы отопления, водоснабжения и канализации. Ведь дом был базовым местом для съемок. Там существовали и гримерная, и костюмерные, и комнаты для отдыха. То есть это была не просто съемочная площадка, а дом в полном понимании этого слова.
...С тех пор как съемочная группа покинула дом (а снимали там два с половиной года), прошло около девяти месяцев. Каков дом снаружи, я уже описала. А внутри он заброшен и разрушен. Линолеум в центральной комнате вздут, половицы на втором этаже проваливаются, камин со следами былой красоты обуглен. Одно крыло дома полностью сожжено. Когда съемочная группа уехала и какое-то время дом был практически бесхозным, в него снова забрались бомжи. Они попытались разжечь камин, не зная, что он - всего лишь кинематографический антураж. Внутри него была только жестяная труба и никакой теплоизоляции. Огонь вспыхнул мгновенно, пришлось вызывать пожарный расчет. Эх, были бы бомжи повнимательнее, они бы увидели в одной из комнат забытую киношниками директиву: "В случае пожара звонить..." - и на ней мобильные телефоны всех руководителей съемочной группы.
Света в доме нет, воды тоже. Валяются бутылки, вещи вперемешку с золой и трухой. Теперешние стены можно называть бутафорскими - деревянные доски, а между ними керамзит. Во время съемок то и дело легко делали дырки в разных стенах, чтобы удобнее было снимать ту или иную сцену. Потом с такой же легкостью их заделывали. Плакат "Броненосец "Потемкин" да красивые обои зеленого и коричневого цвета с узором, уцелевшие на некоторых стенах, дают отдаленное представление о том, какой глянец недавно был здесь наведен.
- Я жене сказал: "Давай кусочек обоев вырежем на память", - говорит наш провожатый Корнелий Иванович Гордеев. - Но это потом, когда дом будут ломать.
Дом действительно собираются ломать. Но не полностью, а для реконструкции. Спрашиваю Барщевского:
- Антон, а вам не обидно? Это же бесхозяйственность. Вы отстраивали дом, вложились. Сегодня же он снова полуразрушен, а завтра его вообще снесут...
- Это та вещь, с которой надо смириться. Это всего лишь декорация, а не дом сам по себе. А что делать? Это было сделано не для того, чтобы восстановить водоснабжение и канализацию, а чтобы выпустить фильм. Он сделан, и это означает, что деньги не выброшены.
- Правда ли, что в доме будет музей сериала "Московская сага"? - спрашиваю у Корнелия Ивановича, который, между прочим, еще и главный специалист по землепользованию и рекреации ГПУ "Управление "Серебряный Бор".
- Вы знаете, если бы так случилось, это было бы очень мелко для такого дома, - отвечает он. - Тут же такое место - история как на ладони. Сразу за забором - дачи Большого театра. Здесь были Лиепа, Райкин, Надеждина, Уланова, Плисецкая. Могу вам показать дом, где жила Крупская, или дом, где и сейчас живет внук Свердлова, тоже, кстати, Яков. А вы в курсе, что вторую линию Серебряного Бора негласно называют "расстрельная"? Отсюда увозили всех подряд.
Серебряный Бор сегодня считается памятником природы регионального значения. Здесь и дачи управделами президента, и дачи дипломатов и посольств, есть даже дача патриархии, где отдыхают высокие церковные чины. Мы стоим около дома, окутанного осенней листвой, звучат колокола - церковный перезвон. Это церковь в Троице-Лыково, построенная в свое время купцом Корзинкиным.
Рядом с домом, на территории усадьбы, - две небольшие постройки. Тут прежде хранился спортивный инвентарь, а сейчас живут охранники ЧОПа. Да-да, я не оговорилась. Сегодня этот разрушенный внутри и пахнущий сыростью и гарью дом серьезно охраняют. Недолго он оставался бесхозным. Специальным постановлением правительства Москвы передали дом в ведение ГПУ "Управление "Серебряный Бор". К дому тут же приставили серьезную охрану. И просто так на его территорию не попадешь. С нас за съемку официально взяли тысячу рублей. Да что мы - недавно съемочная группа приезжала доснять какой-то эпизод, и им также пришлось за это доплатить.
- С мая сюда уже никто из бомжей не лезет, - говорит мне внушительных размеров чоповец. - Куда полезешь, если можно нарваться на кулак? Зато прохожие часто подходят и пытаются разглядеть сквозь планки забора, как же выглядит тот самый дом, который показывали в кино. Они-то и есть тут самые частые гости.
Охранники шутливо навесили на один из сарайчиков, где они живут, табличку "Мосгорсправка". Во время съемок фильма один из этих сараев был заснят как баня. Из него, словно из парной, выскакивали обнаженные актеры. А бани-то никакой и не было.
За домом - мешки с углем, вырванные батареи. Тут можно увидеть "живую" стену дома в таком виде, каким здесь было все до визита съемочной группы - желтого цвета. Повсюду валяются опрокинутые тачки. Их привезли, когда снимали сцены магаданского периода. Таких тачек, с которыми ходили зэки, оставили на территории усадьбы штук сорок. Что с ними делать, непонятно.
Что же ждет этот дом дальше? Судьба его нынче решена. На этом месте построят Дом романсов, который будет вмещать в себя небольшой зал на 60-70 мест. А в одном из крыльев особняка сделают музей истории Серебряного Бора.
Дом романсов станет частью Лемешевского исторического комплекса. От ворот усадьбы широкая дорога ведет прямо к Лемешевской поляне, где находится и красивая ротонда, и знаменитый дуб, которому, по преданию, триста лет. За поляной находятся дачи Большого театра. Именно там жил Лемешев. А сейчас летом там проходят концерты - четыре-пять за сезон. Проект комплекса уже готов, и буквально через год начнется стройка.
Мы собираемся уезжать. Охранникам привозят теплую одежду - в знаменитом доме нынче холоднее, чем на улице. Действительно, как поется в романсе из фильма "Никому не дано знать, что нам суждено". И эта фраза относится не только к людям.
Серебряный Бор. Река. Пойма. Болота.
Корзинкины. Лес и царева охота.
Конюшни. Гусары. Их семьи и дачи.
Вожди революции - дач передача.
Вредители. Ссылка. Война и победа.
ЦК-дачи. Льготы. Машины "Победа".
Небо. Космос. Гагарин.
Берлин. Перестройка.
Вновь всех благ передел,
и в бору - евростройка!
Стихотворение Корнелия Гордеева, посвященное истории Серебрянного Бора.