15.10.2004 01:40
Власть

Какой быть Общественной палате?

Текст:  Павел Дульман
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3605)
Читать на сайте RG.RU

Напомним, идею создания общественной палаты, которая должна контролировать действия властей от имени граждан, президент России Владимир Путин озвучил вместе с предложением назначать губернаторов из Москвы. И если последнее предложение уже обретает форму законопроекта, то общественная палата по-прежнему остается многообещающим прожектом.

В качестве экспертов выступили известный политолог Вячеслав Никонов, председатель координационного совета российского бизнеса Александр Шохин, председатель Мосгордумы Владимир Платонов, гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков и советник полпреда президента в Приволжском федеральном округе Вячеслав Глазычев. Информацию для размышления представили зампред правительства Саратовской области Константин Бандорин и министр общественных отношений этого правительства Борис Шинчук. Они показали пространный фильм о существующей вот уже восемь лет Общественной палате Саратовской области.

Понять из фильма, в чем смысл и высокое предназначение общественной палаты, было решительно невозможно. Кадры раздачи карамелек в детских учреждениях сменялись крупными планами председателя палаты - губернатора Дмитрия Аяцкова, втолковывающего колхозникам, как нужно работать. Мало способствовало пониманию механизма работы палаты и прилагаемое к фильму "либретто" - информационная записка. Словосочетания "переговорная площадка", "мероприятия по реализации", "заинтересованное обсуждение", "полное взаимопонимание наряду с контролем" и прочие образчики канцелярита не давали никакого представления о результатах восьмилетней работы этой громоздкой (117 человек только в президиуме!) организации. На заседаниях палаты, как гласит записка, "обсуждались сообщения о работе министерств и ведомств по интересующим общественность вопросам". О результатах обсуждений и конкретных движениях властей - ни слова. "Одним из главных положительных результатов" предложено считать "достижение бесконфликтного межнационального и межрелигиозного взаимодействия" в области, где живут представители 135 национальностей. Возможно, чиновники, составлявшие записку, не подозревали, что многонациональность сама по себе являет условие гражданского мира. Яркий пример - США.

Эксперты были немногословны. Владимир Платонов напомнил, что в Москве уже есть механизм, позволяющий гражданам напрямую выступать с законодательными инициативами, - достаточно собрать 50 тысяч подписей и Мосгордума не сможет отказаться рассматривать предложения москвичей. Есть в Мосгордуме и экспертный совет, мимо которого не проходит ни один закон.

О полезности идеи высказался и Вячеслав Никонов: "Чем больше форм взаимодействия общества и власти, тем лучше". Вячеслав Глазычев добавил, что кроме экспертной оценки еще не принятых законов общественная палата может заниматься и таким невостребованным пока, но очень нужным "постфактумным анализом эффектов принятых законодательных актов".

В ходе обсуждения эксперты пришли к единственному выводу: если палата и будет создаваться, то лучше всего оформить это в виде федерального закона, чтобы статус был как можно выше. По поводу функций (экспертных или контрольных) специалисты высказали разные суждения, как и о том, при ком конкретно (президенте, правительстве или парламенте) она должна функционировать. Механизм формирования, структура и прочие технические моменты споров не вызвали. Эксперты определили идею общественной палаты как "авторский проект", а потому и подробности ждут от автора, то есть от президента.

Госуправление Права человека Общественная палата