Что предусматривают пока еще не принятые поправки? По замыслу разработчиков, судебные приставы получат право самостоятельно приостанавливать, а в отдельных случаях даже прекращать исполнительное производство. Они также смогут запрашивать в налоговых органах информацию о передвижении денег на счетах компаний. Есть и еще новшество. Вышестоящий судебный пристав сможет изменить решение своего нижестоящего коллеги. Новаторство этих поправок в том, что сегодня такие решения принимает только суд.
Что хорошего в этих поправках для компаний? Новшества примут с восторгом те организации, чьи счета были заблокированы, но суд отказал в претензиях к данной компании. Дело в том, что от решения в их пользу до реального разблокирования счетов проходят недели, а то и месяцы. Но рады будут не все коммерсанты. Такие поправки помогут государству очень быстро взыскивать имущество и деньги, едва решение об этом вступит в законную силу. Ныне, пока бумаги о взыскании совершат неспешный оборот, проходит много времени.
Есть, правда, опасность, на которой авторы поправок стараются не акцентировать внимание. Если судебный пристав получает право единолично заблокировать или разблокировать счет, то не может ли у него появиться соблазн сделать это "по просьбе трудящихся" какой-нибудь проштрафившейся компании, причем не бескорыстно?
Каков порядок в этом деле сегодня? По нынешнему закону приостановить решение суда о взыскании денег или какого-либо имущества с компании можно лишь с помощью нового решения суда на эту тему. Та же картина и в банке. Если вчерашний должник придет в банк и попросит разблокировать свой счет, то банк пойдет ему навстречу только в одном случае - если судебный пристав принесет ему уведомление, что судебное производство по делу прекращено. Опытные адвокаты знают, что минимальный срок для разблокирования занимает три недели, потому что подобное уведомление можно получить только в самом суде. На ожидание этих сроков уходит не только драгоценное время. Финансовые потери от ожидания текста судебного решения тоже немалые.
По мнению руководства Службы судебных приставов, польза предлагаемых поправок еще и в том, что более оперативно будут отменяться неверные, либо спорные судебные решения. Например, пришел к должнику судебный пристав - исполнитель, чтобы описать имущество по решению суда, а должник, обратившись к вышестоящему приставу, предъявит свои соображения, почему надо приостановить эту процедуру. Если убедит, то вышестоящая инстанция даст такую команду. Особым новшеством от этой поправки не веет. Устные указания о том, резво исполнять решение суда или потянуть, а то и прекратить совсем, приставы получают и сейчас.
Куда интереснее выглядят поправки о том, что теперь исполнитель сможет запрашивать информацию о продвижении денег на счетах должников. До недавнего времени участник судебного разбирательства, даже проиграв дело в суде, все равно ничего не платил, потому как пристав видел лишь пустые счета. Процесс взыскания прекращался сам собой по причине полной нищеты должника с нулевым счетом. Теперь банки и налоговики, если поправки примут, в трехдневный срок должны будут показать все движения денег и имущества.