"Невинных людей убивают варвары, а не мусульмане", - заявил экс-ваххабит, позвонив на прямую линию местного ТВ, когда шло обсуждение проблемы религиозного экстремизма с участием министра внутренних дел республики. Руслан в прямом эфире жестко осудил исламских радикалов и посетовал, что даже после решительного с ними разрыва продолжает оставаться в картотеке республиканского МВД как сторонник ваххабитов... Министр пригласил его на прием. С оперативного учета Руслана Башиева сняли.
Однако эта история - скорее исключение, чем правило: проблема экстремизма сегодня стоит перед республикой весьма остро. На днях правительство КЧР даже посвятило этой теме специальное заседание, участники которого констатировали: обстановка накаляется. Это подтверждает и анализ милицейских сводок. На учете республиканского МВД состоят 219 радикальных исламских экстремистов, почти всем нет и 30 лет. Из них 188 человек пребывают по месту жительства и находятся под оперативным контролем. Остальные обретаются неизвестно где: одних уж нет в живых, другие "служат" в банде Басаева, третьи - в федеральном розыске за совершенные преступления. У некоторых сторонников радикального ислама события в Беслане вызвали восхищение. Один из их лидеров, например, с сожалением заявил: "Мы слабаки, мы до этого еще не доросли". Радикальные мусульманские группы в республике представляют собой сплоченные образования. Их члены беспрекословно подчиняются своим лидерам и готовы в любой момент с оружием поддержать единомышленников. Они тесно связаны с мировым терроризмом и щедро финансируются из-за рубежа.
Но это, так сказать, активно действующие радикалы-исламисты. А еще несколько тысяч молодых людей можно смело причислить к сочувствующим. Они живут своим, обособленным мирком, выйдя из-под контроля родителей. Их лидеры указывают им, на ком жениться, за кого выходить замуж. Сторонники радикального ислама есть среди всех слоев населения, даже среди студентов и интеллигенции. А в последнее время наметилась тенденция принятия нетрадиционного ислама славянами.
Как считает Александр Обухов, все это - итог активной работы так называемых эмиссаров из-за рубежа. В конце июля сотрудники правоохранительных органов совместно с представителями традиционной мусульманской конфессии провели рейды в мечетях Малокарачаевского и Карачаевского районов. В святых местах участники рейда обнаружили оружие, видеокассеты и литературу ваххабитского содержания. Сегодня в республике прижились ранее экзотические для этих мест религиозные течения - кришнаиты, ваххабиты, вочманисты, рейки. Однако, по мнению правоохранительных органов, количеством и быстротой распространения отличаются все же религиозные мусульманские объединения. Так, из почти 130 действующих на территории Карачаево-Черкесии религиозных групп на их долю приходится 114.
За минувшее десятилетие почти в каждом ауле построили мечеть, теперь в КЧР их около 90. Однако, как констатировал вице-премьер республики Ансар Тебуев, все больше среди них таких, куда пожилые верующие, сторонники традиционного ислама, боятся даже заходить. Руководство Карачаево-Черкесии тревожит пассивная позиция местных священнослужителей: мечети заполоняются книгами и кассетами ваххабистского толка, а местные имамы этому не препятствуют : боятся.