21.10.2004 00:30
Общество

Георгий Гаранян: джаз перестал быть искусством протеста

Текст:  Александр Щуплов (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (188)
Читать на сайте RG.RU

В начале 90-х джазмен осуществляет свою давнюю мечту и создает Московский Биг-бенд, в котором участвуют джаз-профи страны. С трио "Гаранян-Крамер-Кузнецов" он объездил всю Россию и ближнее зарубежье. Четыре года назад в координатах музыкальной России появился его новый проект - Муниципальный Биг-бенд (Москва - Краснодар), который с блеском выступал на Международном джазовом фестивале к 100-летию со дня рождения Гершвина в Москве, покорил самый снобистский в джазовом отношении город России - Санкт-Петербург, с блеском выступил на джазовом фестивале в Израиле. Он первым из джазменов в советской и российской истории отечества стал заслуженным артистом и был удостоен Государственной премии России.

- Георгий Арамович, вас очень любят в Беларуси, где вы неоднократно выступали - и с сольными концертами в Минске, и на "Славянских базарах" в Витебске... Какие ощущения остались у вас от белорусской публики?

- Белорусская публика ничем не отличается от российской. Ведь корни-то одни и те же, происхождение одно и то же. Мы все - из СССР. Публика радушная, гостеприимная, просто великолепная. Нас очень хорошо принимали на "Славянском базаре в Витебске", где мне довелось выступать несколько раз. Я люблю выступать в Витебске - настроение после фестиваля "Славянский базар" всегда очень хорошее.

- Вы знакомы с кем-нибудь из белорусских джазменов?

- Мы дружим с Михаилом Финбергом и многими музыкантами из его оркестра. Там есть пианист Аркадий Эткин - замечательный музыкант! Однажды я по его приглашению даже приезжал в Минск выступать в каком-то джаз-клубе.

- Недавно у киноконцертного зала "Россия" в Москве заложили вашу звезду. Как чувствуете себя в звездном статусе?

- Меня в первый раз "закатали в асфальт", поэтому и не знаю, как себя чувствовать. Даже боюсь - приду к "России" и увижу свою звезду со своим именем. Но взглянуть все равно интересно!

- Обходить будете свою звезду или прямо по ней пойдете?

- Это не играет роли - там все по звездам ходят. И в Америке тоже. И я ходил по звездам.

- Джаз - демократическое искусство?

- Безусловно. Иначе не было бы единения вокруг него людей с разным цветом кожи. Вначале джаз родился как искусство протеста. В нашей стране он тоже поначалу был искусством протеста. Сейчас протестовать нет никакого смысла - тебя никто не поймет, о чем ты говоришь. Может, поэтому джаз встал в ряд с другими искусствами.

- Сейчас в российской Госдуме заседают несколько питомцев муз - Кобзон, Розенбаум... Вы бы хотели пойти в депутаты?

- Мне никто не предлагал идти в Думу. Когда возникают такие разговоры, я всячески открещиваюсь, поскольку слабо представляю, как смогу сидеть в Думе и одновременно выполнять свои обязанности руководителя трех оркестров.

- А как вы относитесь к женщинам в политике?

- Это нормальное явление сегодня. Примеров много. Старовойтова была блестящим лидером, эрудированным человеком. Если такие женщины будут в политике - я только "за".

- А что скажете насчет семейственности в джазе?

- Это же хорошо! Замечательный музыкант Игорь Бриль - не губернатор и не передает после себя своим сыновьям стул губернатора. Он оставляет после себя музыкантов. И его сыновья Саша и Юра - прекрасные саксофонисты. Это та семейственность, которая приводит только к хорошему. У меня в семье - одни девочки. Они занимались музыкой, но когда выяснялось, что музыка мешает школе, бросили ее.

- Говорят, в семье кондитера терпеть не могут сладкое; в семье журналиста - шелест газетной бумаги... Ваши дочери не испытывают отвращение к джазу?

- Они с удовольствием слушают, когда его играют другие и, естественно, их отец.

- Бывает забавно видеть мужчин с брюшком и лысиной, играющих рок. Сколько должен жить джазмен на сцене?

- Всю жизнь. Здесь нет ограничения в возрасте, за исключением эстрадных певиц, которые, как правило, сходят к 40-45 годам (впрочем, у нас есть исключение). Для хорошего певца нет никаких ограничений в возрасте. Он может и должен работать всю жизнь!

Образ жизни Музыка