22.10.2004 00:10
Культура

Издатели DVD заметили киноклассику

"Смерть в Венеции" - "Дьявольский особняк" - "Гарри Поттер и узник Азкабана" - "Братец Медвежонок"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3610)
Читать на сайте RG.RU

Мимолетное виденье

Видео долго интересовалось только последним писком кино. Теперь есть первые признаки "окультуривания": возникли фирмы, специализирующиеся на киноклассике. Домашняя видеотека имеет шанс сравняться по значению с полкой, где хранятся любимые книги.

Фирмы эти еще не укоренились в солидных видеомагазинах: продукция DVD Magic пока лежит в супермаркетах рядом с морковкой и водкой. Так, в продуктовом отделе "Перекрестка" я обнаружил неплохую коллекцию фильмов 50-80-х: "оскароносные" боевики класса "Бен-Гура", хичкоковские шедевры и комедии уровня "Смешной девчонки" или "Розовой пантеры". Продаются дешево, еще дешевле в производстве: фирма не утруждает себя субтитрами и бонусами, а в мюзикле перевод заглушает пение Барбры Стрейзанд, и некуда деться от этой напасти, ибо нет ни титров, ни оригинальной версии. Но спасибо и на том.

Более продвинута компания "Видеоимпульс", чья специализация - авторское кино. Ей мы обязаны выходом многих классических лент, среди которых выделю хорошую, хотя далеко не полную коллекцию картин Феллини ("Рим", "Сатирикон", "Джульетта и духи") и шедевр Висконти "Смерть в Венеции", вышедший на DVD в очень приличном качестве.

Эта последняя картина, напомню, - экранизация новеллы Томаса Манна. Спорная и, пожалуй, слишком прямолинейная, но неотразимо прекрасная в каждом кадре. Атмосферу Венеции и аристократического острова Лидо Висконти воссоздает гениально, на уровне не просто пейзажей и предметов, а гармонии и атмосферы. Что же касается смысла вещи...

Новелла Манна менее всего имеет в виду эротическое влечение стареющего писателя Ашенбаха к юному красавцу Тадзио. Их странные отношения - продолжение спора о связи красоты и интеллекта, который занимает Ашенбаха. Мальчик воплощает некий идеал физической красоты, за которым обманчиво мерещится красота духовная, а недосягаемость этой внезапной любви лишь оттеняет неприступность и, возможно, нереальность идеала.

Висконти эту линию упрощает. Юношеская открытость и органически присущая мальчику приветливость уступают место соблазнительным позам и обнадеживающим взглядам. И падение Ашенбаха в пучину безумных надежд выглядит в фильме буквально, почти карикатурно и куда менее аллегорично, чем в книге. Остается трагедия старости, остро ощущающей свою беспомощность, и одиночество среди победительной, склонной к провокациям юности.

И тем не менее это великий фильм. Магически притягивает его медленность, зыбкость, музыкальность изображения и сама музыка Густава Малера, ставшая камертоном картины. И я не думаю, что только из-за соблазна использовать эту музыку Висконти сделал своего героя уже не писателем-интеллектуалом, а композитором, певцом чистой красоты. Его картина более чувственна, чем умозрительна, и этим тоже отличается от новеллы. Интересно играет Ашенбаха Дирк Богарт, в роли 14-летнего Тадзио молодой датчанин Бьорн Андерсен, его строгой матери - Сильвана Мангано.

Впечатление от фильма необыкновенно сильное, он долго не отпускает и тоже оставляет ощущение встречи с эфемерным, недосягаемым идеалом. Впечатление от диска несколько портит не слишком высокая грамотность людей, которые готовили перевод и субтитры. Оценка 9 из 10.

Пугай, Фиггис, пугай!

Фильм "Cold Creek Manor" (в нашем прокате "Дьявольский особняк") - подтверждение давнего наблюдения, что многие "культовые" режиссеры не владеют основными техническими и этическими навыками. Не умеют работать с актерами, к примеру. И теперь перед нами почти провал, как ни странно это прозвучит по отношению к Майку Фиггису, автору "Таймкода" - эксперимента, от которого заходятся в восторге наши эстеты.

Благопристойное семейство: он - режиссер-документалист, она - бизнес-дама, есть также милые детки. Семья Тилсонов покупает загородный дом - поместье, где, по всем голливудским штампам, должны водиться привидения. Потом под страшную музыку появится небритый человек, причем сначала его покажут фрагментарно: нога, рука, небритая щека - так нас обычно интригуют в ужастиках будущим убийцей. Человек оказывается прежним владельцем поместья. Он груб, неотесан, рыгает и чавкает. Как получилось, что мужлан, только что из тюрьмы, владел таким аристократическим богатством, никто не объяснит. Зато дальнейшее уже ясно: подонок будет терроризировать семью и сделает ее жизнь адом. При этом нам все время будут мерещиться истории о привидениях, но призраков нет, и ожидающий страшилку зритель будет обманут.

Это триллер, к финалу напряженный. Несмотря на однообразную игру Денниса Куэйда с вечно перекошенной физиономией и Шарон Стоун, хранящей злобное выражение лица даже в сценах материнской любви. Но в умении нагнетать "саспенс" Фиггису не откажешь. Правда, он делает это так напористо и расчетливо, что остается неприятное чувство: тобой манипулируют, не разбирая средств, не заботясь о логике событий и достоверности поведения персонажей. Используют самые избитые приемчики, чтоб стало страшно. Искать трупы в "Зеве Дьявола", к примеру, герои поедут непременно в сумерки, перед грозой. И змеи, которых напустил в дом злодей, сначала будут кишмя кишеть, потом таинственно исчезнут. Как? Да просто они уже выполнили свою роль в сюжете, а нашу способность критически осмысливать увиденное авторы не берут во внимание. Лепят кино по принципу "пипл хавает".

Вы все еще держите Фиггиса за интеллектуала?

DVD "Видеосервис", оценка 4 из 10.

Уцененный Гарри

Вышел на DVD и "Гарри Поттер и узник Азкабана", снятый Альфонсом Куароном, что придало сюжету новый стиль и новую меру реализма. Хогвартс уже не сказочное королевство, а дом с привидениями, и его обитатели привыкли, что каждый предмет таит в себе угрозу. Идут философические игры со временем, когда можно пустить ход событий в ином направлении, учесть ошибки и добиться победы. Исчезло деление персонажей на героев и злодеев - друг может обернуться врагом, и никому нельзя верить, кроме самого себя. Климат стал тревожнее.

Но эти же качества ознаменовали и слабину картины: зачем волноваться, если все легко поправить? Перед нами видеоигра, где и раны, и смерть - понарошку, и в запасе есть несколько жизней. Поэтому природа зрительских эмоций здесь другая - не волнение, а азарт. Восторг вызывают не качества героев, а изобретательность авторов, остроумие и умение манипулировать нашими инстинктами.

Как известно, предполагается экранизировать все семь книг Джоан Ролинг. Но детвора, которая в ролях главных героев, растет: у Гарри уже бас, и к концу эпопеи у него, возможно, появятся дети. А герой по идее должен оставаться мальчишкой. Как выйдут из положения создатели будущих серий, увидим. А пока огорчимся качеству диска. "Премьер-видео" выпустил "Гарри Поттера" не только без бонусов, которые тут особенно интересны, но даже без возможности выбирать между русским дубляжем и оригинальной версией с субтитрами. Записан только дублированный вариант и только в Dolby Digital. Оценка фильма - 7 из 10, диска - 4 из 10.

Между нами, монстрами

Диснеевские ленты в последние годы уступили первенство более гибкой компьютерной анимации. Поэтому на "Братца Медвежонка" делалась ставка: был шанс повторить успех "Короля Льва".

Мы переносимся в доисторические времена, когда главным транспортным средством были мамонты. Племя людей конфликтует с медведями - злыми монстрами, у которых одно на уме: убить человека. Но вот силой магии младший из братьев Кенай превращается в медведя, и к нему прибивается осиротевший медвежонок Кода, чью мать он недавно убил. Пожив в медвежьем племени, Кенай видит недавние события с противоположной точки зрения - теперь преследующие его люди становятся монстрами, а медведи - мирное, страдающее от охотников племя. Не фильм, а живой урок диалектики, новый "Расемон" для детворы.

Рисованной анимации всегда плохо удавались люди. Компьютерная анимация, судя по "Шрэку", этот барьер легко одолела, но студия Диснея верна старой технике, и первая половина фильма, где действуют люди, невыразительна. Потом мы переносимся в медвежий рай, и становится теплее: зверушки прелестны, остроумно озвучены в оригинале (и куда топорнее - в русской версии), смотреть теперь занятней. Финал сделан в духе "Короля Льва" с обилием хоральных песнопений, славящих единство человека и природы.

Урок преподан, можно переключиться на бонусы, посмотреть, как все снималось и озвучивалось, пообщаться с медвежонком Кодой и поиграть. Дисней настойчиво и целенаправленно делает из нас обратно людей, за что ему отдельное спасибо.

DVD "Видеоимпульс", оценка 6 из 10.

Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".

Кино и ТВ