Между тем на фоне очевидных экономических проблем в последнее время появились тревожные симптомы политической апатии населения, причем даже тех его слоев, которые по определению должны быть активными. Многие опросы общественного мнения показывают, что значительное число граждан мало интересуются политическими процессами в обществе. Такая позиция является не только следствием неверия в радикальные перемены, разочарования в прежних надеждах и иллюзиях. Говоря по большому счету, за предыдущие годы мы не сумели создать сильное гражданское общество. По-прежнему в обществе преобладает весьма низкий уровень политической культуры и гражданской активности, проявляющийся как в поведении "элитных групп", так и в настроениях и действиях миллионов людей. При таком состоянии общества трудно ожидать его мобилизации для преодоления трудностей. Призывы власти к повышению гражданской ответственности грозят остаться без адекватного отклика.
Поэтому актуальная задача общественных организаций и объединений состоит в том, чтобы резко активизировать усилия по расширению социальной базы государственной власти.
От субъектов гражданского общества должна постоянно исходить инициатива социальной и экономической модернизации страны. Только тогда государственные и общественные институты образуют сбалансированную демократическую модель.
Многие трудности современной российской жизни, разрастающиеся апатия и индифферентность населения, замедление формирования гражданского общества связаны и с тем, что в России не сложилась реальная многопартийная система. Как известно, формально (и особенно в канун выборов) обнаруживается, что в России существуют десятки официально зарегистрированных партий. Но фактически подавляющее их большинство реально существует лишь на бумаге.
В некоторых странах Европы опору политической системы и фактор стабильности составляют, как правило, две крупные и влиятельные партии с одновременным существованием нескольких более мелких партий.
И в ходе выборов или сохраняется правление одной из партий, или власть переходит к другой крупной партии.
Схожесть партийных программ по основным линиям развития страны, их приверженность общим национальным ценностям придают устойчивость системе, утверждают у населения ощущение стабильности и необратимости процессов, не превращают выборы в жесткую конфронтацию с угрозой смены курса страны. Избиратели на выборах голосуют за кандидатов, которые являются носителями определенной партийной идеологии и, будучи избранными в государственные органы власти, реализуют положения партийных программ.
Российской политической системе такой устойчивости и стабильности явно не хватает.
Одна из важных причин этого - существующая система формирования российского парламента, в недостаточной степени стимулирующая гражданскую ответственность и политических партий, и избирателей.
Сегодня выборы в Государственную Думу проводятся по "смешанной" системе, предполагающей сочетание мажоритарной и пропорциональной, при которой половина депутатов избирается по мажоритарным округам, а другая половина - по партийным спискам. При формировании этой системы учитывался мировой и прежде всего европейский опыт.
Многие десятилетия политической жизни Франции, Германии, Англии, Италии и других стран показали плюсы и минусы каждой из этих систем. Во Франции, к примеру, преобладает мажоритарная система. В Германии существует смешанная система с явным упором на пропорциональную.
И, как признают многие политологи Запада, постоянно проявляются изъяны и недостатки той или иной системы выборов, что вынуждает лидеров политических партий возвращаться к обсуждению избирательной системы.
Представляет интерес и прежний российский дореволюционный опыт выборов в Государственную Думу. Первые четыре Думы в начале прошлого века избирались по партийным спискам, что являлось несомненным свидетельством прогресса в развитии демократии. Тогда, в условиях самодержавия и отсутствия отечественного опыта политической деятельности, это дало определенный толчок развитию политических партий, формированию зачатков гражданского общества в России.
Опыт прошедших четырех выборов в современную Государственную Думу выявил достоинства и одновременно значительные дефекты сочетания мажоритарной и пропорциональной систем в конкретных условиях современной России.
В мажоритарных округах существует принцип относительного большинства, что сплошь и рядом приводит к тому, что на выборах в регионах избирается депутатом человек, получивший не более 30%, а то и 25% голосов. Именно такой итог содействует апатии населения, ощущению некой предопределенности результатов и фактического игнорирования голосов значительной, а порой и подавляющей части избирателей. В то же время введение принципа абсолютного большинства при мажоритарной системе на нынешнем уровне политической культуры населения и значительном проценте неявки на выборах грозит их постоянному срыву.
Таким образом, современная избирательная система никак не стимулирует развитие реальной партийно-политической системы. Итоги последних выборов в Государственную Думу показали, что большинство партий не смогли преодолеть 5-процентный барьер, поскольку не обладают серьезной общественной поддержкой.
Избирателям были мало известны их политические программы, их состав, структура, источники финансирования, биографии лидеров. В итоге избиратели во многих случаях или не участвуют в выборах, или голосуют, формируя свои предпочтения на основе какой-либо второстепенной или случайной информации.
Анализ существующих в демократических странах избирательных систем, их приложение к специфическим условиям современной России подводят к выводу, что пропорциональная система сегодня предпочтительнее.
При этой системе все внимание избирателя будет отдано кандидатам от партий. Это подтолкнет партии к четкому формулированию своих предвыборных программ, к тщательному подбору кандидатов для включения в партийные списки. Это активизирует также общественные неполитические организации, которые в большей степени, чем сегодня, будут заинтересованы в том, чтобы в партийных программах были отражены и их интересы.
При существующей ныне "смешанной" избирательной системе избиратель прежде всего уделяет внимание кандидату, избирающемуся по одномандатному округу. При этом, как правило, голосует за личность, которая ему более или менее симпатична. Связь кандидата с той или иной политической партией для него вторична. Выбирая партию, избиратель опять же прежде всего ориентируется на личности их лидеров, не принимая во внимание партийные программы. С большой степенью вероятности следует допустить, что если бы выборы в Думу в декабре 2003 года проходили по пропорциональной системе, СПС и "Яблоко" сумели бы преодолеть пятипроцентный барьер.
Таким образом, пропорциональная система будет способствовать развитию реальной многопартийности. Введение пропорциональной системы должно сопровождаться совершенствованием политической жизни партий и их прямой связи с субъектами гражданского общества. Именно таким образом граждане России получат возможность наиболее прямого и эффективного влияния на представительные органы власти.
Для каждого человека власть перестанет быть далекой абстракцией. Она окажется понятным механизмом управления, отвечающим интересам самых широких слоев населения.
Совершенствование избирательного процесса в названном направлении позволит в целом усилить политическую активность избирателей, снизить апатию и равнодушие значительной части населения, ибо своей массовостью выборы могут сильно влиять на ход демократических преобразований в стране.
Возможно, для некоторых активных участников отечественного политического процесса и его наблюдателей такие перемены покажутся ненужной заменой принятых законов иными. Но любая принятая в стране избирательная система не может существовать вечно. Она должна сознательно приспосабливаться к существующим реальностям с тем, чтобы максимально способствовать решению актуальных политических задач. В большинстве стран Европы, например, много раз не только уточнялись параметры избирательной системы, но и вносились в них существенные перемены.
Сегодня в России настал именно такой момент, когда система выборов в Государственную Думу может быть изменена на полностью пропорциональную, что позволит ускорить процессы совершенствования политической системы, повышения степени политической культуры самых широких слоев населения России и в конечном счете повлиять на формирование гражданского общества.
В то же время это не снимает вопроса о необходимости совершенствования механизма выборов по пропорциональной системе, поисков наиболее эффективных путей их проведения и большего наполнения демократическим содержанием. Как показывает опыт других стран, пропорциональная система действует в них далеко не одинаково.
Необходимо создать "запас прочности" нашей пока еще хрупкой и недостаточно эффективной политической системе, чтобы добиться гораздо более высокой степени столь необходимой сегодня гражданской активности.