Увесистое и внушительное по объему издание книги 64-го госсекретаря США дало повод некоторым острословам перед началом презентации провести аналогии с бессмертными трудами Льва Толстого. Между тем для жанра политических мемуаров выход "Госпожи госсекретаря" - событие, безусловно, значительное. В силу неординарной личности, политического веса самой Мадлен Олбрайт, а также важности событий, описываемых ею, во время которых и не без участия Олбрайт была переписана геополитическая карта мира.
В США пост госсекретаря - четвертый по ранжиру в политической иерархии. Мадлен Олбрайт, дочь еврея, бежавшего из Чехословакии сначала от фашистов, а затем от коммунистов, стала первой женщиной в истории Соединенных Штатов, которая так высоко поднялась на вершину политического небосклона. До 39 лет она спокойно занималась наукой. Специализировалась на изучении стран Восточной Европы. Растила трех дочерей...
И вдруг резкий поворот в судьбе. Развод с мужем, нашедшим другую женщину. И резкий уход в сферу высокой политики. "В таком зрелом возрасте я не должна была стать тем, кем стала, - признается Мадлен Олбрайт. - Но если я и задержалась на старте, то быстро наверстала упущенное".
Сначала Совет национальной безопасности. Затем кресло постпреда США в ООН. И, наконец, декабрь 1996 года. Почти ночной звонок президента Клинтона, сказавшего: "Я хочу, чтобы вы стали моим государственным секретарем". "Парни просто оцепенели. Пол-Вашингтона было в шоке", - вспоминает Олбрайт.
Она прекрасно понимает, что у определенной части российского политбомонда вызывает чувства, далекие от симпатии. Именно во многом благодаря Олбрайт был смещен со своего поста президент Югославии Слободан Милошевич, представший перед Гаагским трибуналом. Она по-прежнему считает, что "в смерти иракских детей повинен Саддам Хусейн". А Колина Пауэлла призывает обратить внимание на беззакония, творящиеся в Судане.
По аналогии с британской "железной леди" Маргарет Тэтчер самую влиятельную в 1990-х годах даму Нового Света - Мадлен Олбрайт - часто называли "металлической леди". С присущим ей властным голосом она так рьяно и без сантиментов защищала везде и всюду интересы Америки, что порою ее называли олицетворением "ястребов американской политики".
Госпожа Олбрайт часто любит надевать на лацкан пиджака оригинальные брошки. В свое время многие пытались гадать, что же хочет сказать Олбрайт, надевая новую брошку на встречу с тем или иным политиком. За любовь к брошкам, памятуя о ее разводе с мужем, Олбрайт в России шутя называют "мадам Брошкина".
Но эта книга - не просто анализ эпохи и воспоминания человека, влиявшего на судьбы мира. Мадлен Олбрайт, обычно скупая на откровения, вбивает гвоздь в крышку гроба представлений о том, что "мадам Брошкины" сдаются. Доказывая, что брошенные женщины могут вырваться на самый верх и утереть нос многим сильным мира сего.
Уже в конце встречи кто-то спросил Олбрайт, что же символизируют симпатичные колибри на лацкане ее пиджака. Хитро улыбнувшись, Олбрайт тут же отрезала в своем стиле: "Да так, просто милые птички".