25.10.2004 06:00
Общество

Онищенко: зачем нам нужен Киотский протокол

О ратификации Киотского протокола, биологической безопасности России в интервью "Российской газете" рассказал главный государственный санитарный врач страны Геннадий Онищенко
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3612) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3613)
Читать на сайте RG.RU

Все началось с так называемых озоновых дыр и парникового эффекта. В последние годы мы все чаще становимся свидетелями необычных погодных явлений. В августе прошлого года, например, в Германии впервые зафиксирована сорокаградусная жара. Заметно потеплели зимы в нашей Сибири. В последние двадцать лет сдают свои позиции ледники и полярные льды. Нас, россиян, радует отступление жестоких холодов. А вот ученые пророчат, что от подтаивания вечной мерзлоты в той же Сибири поплывут дороги, здания, порушатся нефте- и газопроводные сети. Черноземная же зона начнет страдать из-за постоянной засухи и так далее.

А что же ученые? В их среде не царит единодушие по поводу климатических изменений. Одни склонны винить во всем деятельность человека, его вмешательство в природу, всякие выбросы в атмосферу, бесконечное загрязнение окружающей среды, что и приводит к глобальному потеплению. Другие же считают, что не выбросы углекислого газа причина парникового эффекта. Большинство объясняют это циклическими колебаниями температуры, что уже не однажды было в истории Земли.

Полагают, что чем больше в атмосфере углекислого газа, тем лучше. Киотским протокол назван от японского города Киото, в котором в 1997 году собралась международная конференция, на которой ученые вкупе с политиками подписали Киотский протокол, призванный воспрепятствовать опасным изменениям климата. То есть создать более благоприятную для будущих поколений среду обитания.

Сразу после ратификации протокола в Госдуме комментаторы подчеркивали политическую сторону принятого депутатами решения. И все же...

- Что он дает нам, живущим сегодня? Журавль в небе - это прекрасно. И о будущем, конечно же, надо думать всегда. Но если сегодня женщина, страдающая различными недугами, родит ребенка, вряд ли он будет вполне здоров, даже если к тому времени удастся преодолеть парниковый эффект. Не заслонит ли Киотский протокол решение нынешних насущных проблем охраны здоровья?

Не исключены аварии, даже диверсии в лабораториях, работающих с патогенными микроорганизмами. К этому вынужден добавить ежегодные эпидемии гриппа, гепатиты, кишечные инфекции, ВИЧ и СПИД.

- Надеюсь, что такое не случится - это было бы гибельно для нас. Ведь санитарно-эпидемиологическая обстановка в России очень напряженная: продолжается загрязнение атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Состояние окружающей среды среди причин, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения, нередко превышает 20 процентов. Под воздействием повышенных (по сравнению с гигиеническими нормативами) концентраций вредных веществ живут почти 30 миллионов человек в крупных и средних российских городах с развитой промышленностью. Тут есть свои лидеры. Это Архангельская область, Еврейская автономная область, Сахалинская, Магаданская, Тюменская, Амурская, Челябинская, Калининградская области.

- Какие отрасли промышленности основные поставщики всяческой отравы для нас?

- Традиционно черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, производство промышленных строительных материалов. При этом объем улавливаемых и утилизируемых выбросов незначителен. А санитарно-защитные зоны предприятий, которые могли бы оградить человека от вредностей, по-прежнему редкость.

- В своем перечне вы не забыли об автомобильном транспорте?

- Как о нем забыть, если ежегодно количество транспортных средств в стране увеличивается в среднем на 30 - 40 процентов. Доля выбросов автотранспорта составляет 50 - 80 и более процентов от общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух. Во многих регионах они превышают выбросы от стационарных источников.

- Куда же бедному человеку податься? Вредности наступают повсеместно. Наши болячки зависят от их состава?

- Еще как! Проведенный нами анализ вредного воздействия атмосферных загрязнений на здоровье подтверждает то положение, что структура заболеваний зависит от состава выбросов. Дыхательные пути более всего страдают от выбросов теплоэнергетики и черной металлургии. Выбросы химической и нефтехимической промышленности обусловливают рост аллергических недугов. А уж тем, кому жить приходится в городах с высоким уровнем комплексного загрязнения, не миновать снижения общей сопротивляемости организма. Во всех индустриальных городах России фиксируется увеличение болезней органов дыхания у детей, в том числе бронхиальной астмой и бронхитами.

В Иркутской области, например, от воздействия хлора, хлоропроизводных соединений и тетраэтилсвинца у жителей Усолья-Сибирского отмечается патология центральной нервной системы. В Астраханской области лидируют болезни кровообращения, органов дыхания, злокачественные новообразования. Виновник - загрязнение атмосферного воздуха бензолом.

Воздух, которым мы вынуждены дышать, поскольку другого нет, явно опасен для нашего здоровья. Но ведь и вода, которую мы пьем, оставляет желать... Бесперебойное снабжение населения доброкачественной питьевой водой - один из важнейших факторов национальной безопасности. Но и тут нет поводов для спокойствия. Несмотря на то, что у нас значительные запасы подземных вод с достаточной степенью защищенности от загрязнений, основной источник водообеспечения - поверхностные водоемы, которые несут в себе массу вредностей. Волга, Дон, Кубань, Обь, Лена, Печора и их притоки, река Урал оцениваются как очень загрязненные. Потому-то, когда в каком-то месте России вспыхивает та или иная инфекция, нетрудно найти виновного - им все чаще становится питьевая вода. Установлена прямая связь между низким качеством питьевой воды по микробиологическим показателям и очаговой заболеваемостью гепатитом. А в Рязанской, Брянской, Нижегородской, Курской, Калужской областях.... Казалось бы, очевидные вещи, требующие от руководителей регионов особого внимания к строительству очистных, канализационных сооружений. Нет этого!

- А если к этому добавить повсеместное загрязнение почв... Говоря о питьевой воде, вы упомянули о национальной безопасности. Видимо, не случайно: питьевая вода - удобный объект для того же биотерроризма...

- Я хотел бы сразу подчеркнуть: биологическая безопасность государства куда шире, чем защита от биотерроризма. Мы об этом уже однажды говорили, но стоит напомнить, что существуют два вектора, имеющие ныне стратегическое значение. Первый - это бурное развитие биотехнологий. Здесь явные успехи: это и открытие генома человека, и использование трансгенов. Это и создание лекарств на базе биоинженерных достижений... Развитие этих направлений чрезвычайно важно для национальной безопасности страны. Мы не имеем права зависеть от импорта продуктов питания, лекарственных средств. Второй вектор - охрана особо опасных производств, соблюдение технологий, техники безопасности на них, бережное отношение к профессиональным кадрам.

- Биологическая угроза подстерегает современного человека на каждом шагу?

- Она существует. Существуют естественные природные резервуары патогенных микроорганизмов. Существует неконтролируемое высвобождение или распространение генетически модифицированных живых организмов, влияние которых на нас мало изучено. Нельзя забывать и о массовых вспышках инфекций естественного происхождения. Не исключены аварии, даже диверсии в лабораториях, работающих с патогенными микроорганизмами. К этому вынужден добавить ежегодные эпидемии гриппа, гепатиты, кишечные инфекции, ВИЧ и СПИД. Не сбросить со счетов возможность возвращения возбудителей натуральной оспы, чумы, сибирской язвы, вирусных лихорадок...

- Парниковые эффекты просто бледнеют на этом фоне...

- Мы нуждаемся в современных методиках быстрого обнаружения возбудителей заболеваний, идентификации генетически модифицированных конструкций. Нам жизненно необходимы специфические средства профилактики и лечения вызываемых ими недугов.

- В том, что это необходимо, сомнений нет. А средства для этого есть?

- Очень мало. Выход, на мой взгляд, один: нетрадиционные решения со стороны науки, государства, привлечение средств социально ориентированного бизнеса. Это продиктовано реальной угрозой биотерроризма. Напомню, что осенью 2001 года наша служба отслеживала более 600 конвертов, подозрительных на наличие сибирской язвы. Работники санэпидстанции ездили за ними на почтамт в противочумных костюмах. Не зря ездили: один конверт с сибиреязвенными микробами, который был адресован в консульство США в Екатеринбурге, нашли. Сравнительно недавно наша служба вынуждена была выяснять, что есть атипичная пневмония: случайное или умышленное заражение, как ее лечить, какие меры безопасности предпринимать. То есть я хочу сказать: мы живем в такое время, когда ни одна страна, Россия в том числе, не в состоянии во всеоружии встретить возникающую угрозу.

Хотя в декабре прошлого года Совет безопасности рассмотрел концепцию биологической и химической безопасности. Создается специальная правительственная комиссия во главе с министром здравоохранения и социального развития. Нам жизненно необходима программа биологической безопасности, чтобы комфортно чувствовать себя в мире. Уж коль мы подписали и ратифицировали Киотский протокол, то почему бы нам не выступить инициаторами международных соглашений, призванных уже сегодня решать насущные проблемы охраны здоровья человека.

Экология Минздрав