- Почему выставка военно-морской техники проводится в Париже и насколько она важна для нас?
- Выставка "Евронаваль" очень серьезная, у нее богатая история, на ней обычно представлены самые престижные государства в области военно-морской техники.
- Есть шансы найти покупателей на западном рынке?
- На выставке будут не только западные партнеры. Но и контракты с европейцами - дело небезнадежное. Например, Греция - страна НАТО. Тем не менее мы уже поставили туда два корабля на воздушной подушке - большие десантные корабли типа "Зубр", созданные в ЦКБ "Алмаз" и построенные в Санкт-Петербурге. Они зарекомендовали себя столь хорошо, что греки запросили еще один, его строительство и испытания сейчас заканчиваются. "Зубр" - водоизмещением более 500 тонн, самый крупный корабль на воздушной подушке военного назначения.
Он может взять на борт, например, три танка или 500 человек десанта, у него мощное вооружение, огромная скорость. Представьте, он может преодолевать выступы, каменную стену высотой 1,6 метра на очень большой скорости. Россия обладает уникальной технологией, связанной с созданием подобных кораблей, и мы намерены предлагать ее на "Евронавале".
- Как отнеслись к российско-греческому контракту в других странах?
- Одних он заинтересовал, других обеспокоил. Теперь мы хотим подчеркнуть, что можем предложить и другие корабли на воздушной подушке. Например, типа "Мурена". Они значительно меньше, водоизмещением примерно 150 тонн, при этом очень быстроходные и многоцелевые, их назначение - и прибрежная охрана, и высадка десанта, и патрульная служба. "Мурены" очень хорошо показали себя в нашем флоте. Два таких корабля мы строим для Южной Кореи.
- Какие еще новинки будут представлены на выставке?
- Корабли типа корвет и фрегат - быстроходные, хорошо вооруженные артиллерией и ракетной тактической техникой. Везем четыре проекта. Большой эскадронный миноносец, например, оснащен 130-миллиметровой автоматизированной артиллерией, которой нет нигде в мире, и мощнейшим ракетным оружием. Все предлагаемые корабли поступили в состав нашего Военно-морского флота, что для покупателей очень важно. Предлагаем также целую серию малых надводных кораблей и катеров, способных удовлетворить запросы любого государства при решении любой реально существующей задачи. Их отличительная черта - очень большая скорость, причем не только за счет мощности механизмов. Наши ученые и конструкторы сумели разработать такие очертания корпуса и параметры гребного винта, при которых сопротивление воды становится предельно малым.
- Сейчас говорят о катерах, которые как бы скользят над водной поверхностью.
- Один из них - "Мираж". При быстром движении между водой и корпусом создается тонкая воздушная подушка, что позволяет развивать очень высокую скорость.
- Российская оборонка всегда славилась и подводными лодками.
- На "Евронавале-2004" мы представляем новую подводную лодку "Амур" проекта 1650, такие лодки строятся на Адмиралтейском заводе. Открою небольшой секрет: через три дня, 28 октября, первая подводная лодка такого типа для нашего Военно-морского флота будет спущена на воду. "Амур" - самая скрытная, самая бесшумная и, стало быть, самая эффективная из всего того, что знает военно-морская техника.
- Какие еще секреты из "самых-самых" имеются в подводном царстве?
- Есть одно направление, которое мы пока не показываем. Это необитаемые подводные аппараты различного назначения, в первую очередь исследовательского. Посмотрим, у кого что есть, а к следующей выставке решим, что можно будет предложить.
- Игорь Сергеевич, теперь стали строиться подводные лодки, значительно меньшие по размерам, чем прежде. Чем это вызвано?
- Это мировая тенденция. Она вызвана двумя причинами. Во- первых, параметром "эффективность - стоимость". Во-вторых, чем меньше корабль, тем больше скрытность.
- Но ведь меньше будет и оружия на борту?
- Необязательно. Например, упомянутая подводная лодка "Амур" проекта 1650 стала меньше водоизмещением почти на 700 тонн, но вооружение у нее такое же самое: и ракетное, и торпедное.