26.10.2004 01:00
Культура

Осеннее пожелтение ТВ

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3613)
Читать на сайте RG.RU

По естественной надобности

Очевидно, у "Принципа домино" настолько неважны дела с рейтингом, что две миловидные дамы Елена Ханга и Елена Старостина рискнули в дневном эфире обсудить проблему не вполне естественного деторождения. Зрителям был предъявлен персонаж, торгующий своей спермой. После того, как он поделился опытом и информацией об условиях своей работы, расценках на нее, ведущие пригласили мужчину, предпочитающего зачинать детей старым дедовским способом. У него свое жизненное кредо: роняет он свое семя с добровольного согласия женщины, для собственного удовольствия и абсолютно бесплатно как для себя, так и для любимой. Ну, а засим завязалась довольно оживленная дискуссия, несколько напоминающая склоку в "Окнах" по такому же поводу.

И социально-популярная программа "Пять вечеров" (такой у нас теперь жанр обозначился) желтеет не по дням, а по часам. У нее тоже проблемы с рейтингом; она как несколько недель назад выпала из топ-десятки развлекательных передач, так все не может туда подтянуться. И вот уже в одном из последних ее выпусков, посвященном полным женщинам, мы видим дородную голую тетеньку со спины - у нее специалисты откачивают жировые отложения. Это на операционном столе. А на интеллектуальном подиуме идет нешуточный мозговой штурм проблемы с такими текстами: "Меня не интересует количество тела, меня интересует качество тела", "У организма, помимо входа, есть еще и выход".

Проблема "выхода из организма" и иных естественных надобностей настолько назрела, что господин Малахов затеял дискуссию о желтой прессе, в ходе которой выяснилось, что нет ни желтых, ни нежелтых изданий, а есть газеты интересные и неинтересные. Нет также ни клеветнических, ни правдивых статей, а есть то, что покупается, и то, что не покупается. Присутствовавший при этом нацбол господин Лимонов было нахмурился, вспомнив, как его товарищей по партии в одной передаче показали на фоне портрета Гитлера. На это ведущий пожал плечами: "Если бы меня показали рядом с Гитлером, мне было бы ни холодно, ни жарко".

...Если ТВ желтеет, значит, это кому-то надо. Скажу радикальную вещь: это всем надо, поскольку все имеют "выход из организма". Но дневной эфир федерального канала - не место общего пользования.

Рассчитались на первый-второй

Такой, казалось бы, по всем приметам нерейтинговый "продукт", как "Штрафбат", оказался на поверку жутко рейтинговым и вытолкнул на первую строчку в начале октября второй канал "Россия". Сериал про батальон обреченных штрафников сделал то, что не по силам до этого было дикой дивизии отборных аншлаговцев.

"Первый" же перед "Штрафбатом" спасовал, даже имея такие ударные проекты, как "Фабрика звезд-5" и "Последний герой".

Теперь все вернулось на круги своя. "Первый" - снова первый. А второй - опять "Россия". Но опять же не потому, что в эфире "Первого" был показан убойный концерт "Новые русские бабки", а скорее всего потому, что начал раскручиваться и набирать рейтинговые очки сериал "Московская сага" - телеэкранизация одноименного романа Василия Аксенова.

Зрительский успех "Саги" очевиден и показателен. Работают два фактора: мелодрама на фоне трагического прошлого с памятными историческими ньюсмейкерами Сталиным, Фрунзе, Берией, плюс широкая сюжетная даль, которая захватывает внимание зрителя по мере того, как она открывается и проясняется. Герои становятся если не членами семьи и не друзьями дома, то, по крайней мере, привычными соседями, жизнь которых, счастье и горе которых интересны сами по себе и в соотношении с собственным опытом.

Человеку свойственно загадывать на будущее и проецировать себя на экран давнего и недавнего прошлого. История не знает сослагательного наклонения, а растиражированное, расфасованное по жилищам частное лицо только тем и тешится, что прикидывает на себя те или иные ситуации, коллизии, характеры, судьбы... Потому оно (лицо) и клюет на "Сагу" и на "Штрафбат" с одной стороны, с другой - на "Фабрику звезд" и "Последнего героя".

Парадокс современной культуры в том, что она играет одновременно и на повышение, и на понижение. А может, она всегда так делала, только не столь отчетливо, как сейчас, в эру телевидения?..

Игры на повышение

Все-таки рядом с развлекательной документалистикой "Три жены Буденного" мы видим документалистику аналитическую - "Исторические хроники" Николая Сванидзе, а также аналитические репортажи в эфире НТВ.

Мы стали заинтересованными свидетелями острых дискуссий о допинге в спорте ("Культурная революция"), о конспирологии ("Тем временем"), о церкви ("Времена"). Очередной выпуск "К барьеру!" оказался как всегда эмоциональным, но и по-своему полезным. Наконец-то, все смогли воочию убедиться, что стилистика Ирины Хакамады, красы и гордости правого электората, не многим интеллигентнее манер Виктора Ампилова, ветерана левого движения.

Когда показалось, что наши тележурналисты с государственных каналов совсем уж ничего не могут говорить, кроме как своими словами пересказывать заявления двух ветвей власти: представительной и исполнительной, они поделились со зрителями собственными соображениями о прошедшем референдуме в Белоруссии. Дума и правительство ему сказали твердое "да", а оба государственных телеканала - столь же твердое "нет". Устами Павла Шеремета в программе "Время" и Сергея Брилева в программе "Вести недели".

Более того, вдруг завязалась перестрелка между двумя федеральными каналами "Россия" и ТВЦ. Алексей Пушков в "Постскриптуме" дал слово мэру Лужкову, который резко отозвался о деятельности Грефа и правительства, а Сергей Брилев в "Вестях недели" в свою очередь поиронизировал над решением Лужкова снести гостиницу "Москва" под "лужок".

Уж не первые ли это раскаты новой информационной войны?

***

В жанре Владимира Познера позволю себе заключительное моралите.

К 60-летию Николая Караченцова "Культура" повторила телевизионную версию "Юноны и Авось" Марка Захарова.

Русский офицер Резанов плыл к берегам Америки не только на паруснике под названием "Авось", но и с верой в авось.

Известно, что сюжет этого мюзикла аукнулся в сюжете его создания. Сколько раз и тот и другой парусники могли пойти ко дну... И оба доплыли. И оба оставили по себе актуальную память. Через десять лет уже целая страна, поменяв режим и название, вышла в открытое море рынка и демократии с убежденностью в то, что "авось" нас не подведет.

Резанова не подвело. Захарова не подвело. Так, может, Россия тоже выплывет... Если это случится, то для нас (не для нас, так для наших детей) тогда и наступят другие времена.

ТВ и сериалы СМИ и соцсети