26.10.2004 03:40
Власть

Россия претендует на участие в большой политике

С каждым днем Россия и ЕС все острее нуждаются друг в друге
Текст:  Александр Рар (немецкий политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3613)
Читать на сайте RG.RU

За исключением славянских наций на постсоветском пространстве, а также Швейцарии и Норвегии, все страны, расположенные на старом континенте, образуют, по всей видимости, нерушимый союз ЕС-Европа. Можно предположить, что даже Албания и Турция будут приняты в Евросоюз, но ни в коем случае Россия - в ближайшее десятилетие она туда не захочет войти да и не будет приглашена в лоно ЕС.

Все тринадцать лет после распада СССР Россия честно стремилась не только к тесному экономическому сотрудничеству с высокоразвитой Западной Европой, но делала даже попытки интегрироваться с ней. Владимир Путин, придя к власти, представил перед Евросоюзом заманчивую перспективу объединения ресурсного потенциала Сибири с технологически лучше развитым пространством ЕС.

Несбывшиеся мечты

Мечта Путина, которую он огласил в своей знаменитой речи на немецком языке в германском рейхстаге, не сбылась. На сегоднящний день необходимо констатировать, что ЕС отверг идею интеграции и даже близкого партнерства с Россией из-за того, что РФ, с точки зрения Запада, в свою очередь отвергает демократические принципы общеевропейской цивилизации. Это особенно показывает нынешний кризис в отношениях между ЕС - Россией, проявившийся после трагедии в Беслане. Европейские страны сильно встревожены реакцией Кремля на чеченский террор. ЕС требует от Кремля: вместо того чтобы укреплять государственные структуры за счет ослабления демократических институтов, следовало бы проводить политические переговоры с теми, кого на Западе называют повстанцами, а в России - террористами.

База для партнерства между ЕС - Россией сужена, как никогда.

Саммит Евросоюз - Россия в Гааге - на уровне срыва. В некоторых интеллектуальных кругах, особенно в правительствах новых членов ЕС - бывших стран Варшавского договора, - открыто призывают к политике сдерживания антидемократических устремлений России.

Стоит остановиться на концепции ЕС о расширенной Европе - стратегическом соседстве. Пока Россия сама стремилась к тесным взаимоотношениям с Еврорсоюзом и НАТО, таким странам, как Украина, Белоруссия, Молдова, спалось спокойно. Россия не могла слишком упорно противодействовать стремлению, например, Украины стать также частью ЕС - Европы.

Но в случае серьезного конфликта между РФ и ЕС, ее возможного выхода из Совета Европы, Совета НАТО, свертывания проекта по созданию общих пространств между Евросоюзом и Россией западные страны СНГ моментально превращаются в поле геополитических сражений - на континенте снова начнут отстраивать две разные цивилизации, равно как и сферы влияния.

Интеграция на постсоветском пространстве неизбежна

России, чтобы создать мультиполярность в Европе, просто придется реинтегрировать вокруг себя бывшие советские республики. Создание союза с Белоруссией недостаточно. Надо было начинать действовать с Украиной, которая может - в худшем случае - быть разорвана на две части. Если возникнет подобное противостояние в Европе, Александр Лукашенко упрочит свой авторитарный режим. Грузия, наоборот, получит сильнейшую поддержку от Запада в своей политике противостояния России на Кавказе.

Есть, естественно, другая альтернатива для развития будущей Европы - это возврат к стратегическому партнерству любой ценой. Путин как будто с этим согласен, иначе он не обрадовал бы ЕС согласием России присоединиться к Киотскому протоколу, к чему, напомню, его настойчиво призывала остальная Европа. Но дальнейшее построение энергетического альянса, общих пространств между ЕС и РФ потребует от России более открытых подходов к вопросам безопасности.

Запад будет настойчиво предлагать себя в качестве помощника при решении проблем на Северном Кавказе и будет настаивать на совместном миротворчестве в таких районах замороженных конфликтов, как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах. Концепция расширенной Европы подразумевает создание на всей европейской территории ОБСЕ общих демократических правил, открытость экономических систем, сотрудничества в военной сфере. Например, Россия уже не сможет в одностороннем порядке пытаться решить проблему Приднестровья.

От Путина целиком зависит, какой из двух путей изберет Россия. Его окружение скорее всего будет советовать первый вариант: дистанцирование от заспавшейся ЕС - Европы, которая, став через десять лет по-настоящему зависимой от поставок российских энергоресурсов, сама приползет в Кремль на коленях. Путин знает об истинных силах и возможностях своей страны. Он не преувеличивает новоприобретенную мощь России. РФ еще далеко до статуса державы.

Значит, потенциал партнерства между Россией - ЕС не исчерпан?

Есть перспективы построения общей (а не, как на Западе говорят, продленной ) Европы? Или все-таки Европа ХХI века разделится на две противоборствующие части: ЕС - Европа и Россия - СНГ?

Без Америки не обойтись

Будущее отношений между ЕС - Россией, как ни странно, в какой-то мере зависит от результатов президентских выборов в США. Если победит Джордж Буш, сегодняшний антитеррористический альянс может быть укреплен за счет более сильного привлечения туда Москвы. Выиграет Джон Керри, и США сразу присоединятся к европейской критике российского антидемократического режима. Во время последних теледебатов Керри обрушился на Путина за то, что тот заключает в тюрьму своих политических оппонентов. Имелся в виду Михаил Ходорковский. Или же сенатор Керри еще ничего не понимает в российской политике, или же, а это - сигнал России, это значит, что американская политика по отношению к ней действительно претерпит изменения.

На самом деле в отношениях стратегического партнерства между ЕС и Россией ничего не потеряно. Произошла естественная пауза. Обе стороны взяли время на обдумывание. С какой концептуальной целью создавать это партнерство? Чтобы все-таки прийти к Общеевропейскому дому, к объединению всей Европы, включая и Россию? Или с помощью партнерства произвести цивилизованное разграничение на континенте? Ответ пока неизвестен.

Одно, однако, ясно: Россия не удовлетворена статусом стратегического соседа ЕС - Европы. Она сама хочет вершить большую политику внутри будущей Европы.

От слабой ельцинской России Запад легко отмахивался, от более крепкой путинской ему это сделать труднее.

Внешняя политика Европейский союз