С начала следующего года хаос в сборе всевозможных пошлин уходит в прошлое. Вчера Комитет Совета Федерации по бюджету рекомендовал принять главу 25-3 Налогового кодекса, недавно одобренную Государственной Думой. Как отметил при обсуждении представитель минфина Александр Иванеев, закон был внесен в парламент еще три года назад, но его принятию оппонировали многие министерства. Дело в том, что существовали более 300 сборов, а их суммы шли на содержание ведомств-сборщиков. К примеру, в минюсте регистрацией объектов недвижимости занималась специальная служба.
Нынешний закон продолжает линию на унификацию законодательства. Отныне ведомствам трудно будет перетягивать одеяло на себя. Бюджет пополнится при этом существенно. По прогнозам минфина, в 2005 году пошлины дадут 39 млрд. рублей - на 30 млрд. больше, чем в нынешнем. При этом региональные и местные бюджеты отхватят больше половины - 21 млрд. рублей. Кстати, закон предусматривает и четкое разделение бюджетополучателей. Региональная казна пополнится не особо значительно: платежами за обращения в Конституционный и местные уставные суды, регистрацию общественных организаций и региональных СМИ. А вот муниципалитеты могут радоваться - им отдаются с 2005 года пошлины за регистрацию недвижимости, транспортных средств и другие платежи в ГИБДД, за обращения в суды общей юрисдикции и размещение наружной рекламы. Для некоторых местных органов власти это станет одним из бюджетообразующих факторов.
Для граждан особенно важно, что ставки пошлин теперь не привязаны к минимальному размеру оплаты труда - все они указаны в новом законе в абсолютных цифрах. Но зампред бюджетного комитета Совета Федерации Вячеслав Новиков указал, что неясно, будут ли они меняться и как именно, с учетом инфляции. Он же отметил будущий, если не поправить прямо сейчас законопроект, источник злоупотреблений. Статья, определяющая ставки пошлины при нотариальном оформлении сделок по недвижимости, не указывает, о каком виде стоимости идет речь. Их, как известно, три - инвентаризационная (как оценит БТИ), рыночная и для целей налогообложения. Госдума поддержала именно "размытую" формулировку. Сам же нотариальный тариф для договоров отчуждения недвижимости стал гибче и значительно меньше. Если раньше надо было платить 1,5 процента от суммы договора, то теперь - 1 процент, если сумма меньше 1 млн. руб. При стоимости недвижимости от 1 до 10 млн. руб. надо будет платить 10 тыс. руб. плюс 0,75 процента от суммы, превышающей миллионный порог. Близкие родственники при таких сделках заплатят 0,3 процента от суммы. Доходы нотариусов "съежатся", по оценкам разработчиков законопроекта, в 1,5-2 раза.
Важно, что новый законопроект содержит огромное количество льгот, и не только для организаций, но и для граждан. Прежние льготы остались, но добавились новые. От уплаты пошлины, к примеру, освобождаются авторы культурных ценностей при их вывозе за границу и авторы компьютерных программ при регистрации свидетельств. Сохранено право ведомств быть "беспошлинным истцом" в судах.
Новый закон, несомненно, добавит работы налоговикам, как отмечали и участники слушаний в Совете Федерации. Но жизненно необходимое упрощение законодательства идет в русле перестройки налоговой службы - уже объявлен отход от строго территориального ее устройства в пользу смешанного. На очереди "рождение" отраслевых инспекций, первая ласточка уже вылетела - создаются инспекции по работе с крупнейшими плательщиками. А сокращение постигло ФНС пока совсем не страшное - около 3 тысяч работников в этом году при общей численности в 166 тысяч. Прогнозируемый же выигрыш бюджета и населения от принимаемого закона говорит в пользу новой головной боли для мытарей.