- Волнуетесь ли вы перед премьерой в России?
- Волнуюсь. Россия - страна танца. В жизни мне довелось общаться с очень многими русскими. Особенно хочется вспомнить выдающихся педагогов - таких, как Князев. Это был настоящий гений! Я знал и академичную, классическую, строгую, великолепную Ольгу Егорову, бывшую солистку Императорского Мариинского театра. Я сам учился у мадам Рузан. Она была больше, чем педагог для меня. В годы войны, когда Париж был в оккупации и в городе был комендантский час, сколько раз она разрешала мне ночевать у себя! Я в этом спектакле хочу вспомнить всех великих русских, с которыми мне довелось общаться и работать. Это Барышников, Нуреев, Гончарова, Максимова, Рузан, Плисецкая, Кохно, Лиепа, Цискаридзе, Князев, Васильев, Григорович, Лиля Брик...
- Как возникла идея сделать такой спектакль?
- Это было в Токио. Когда я там работал в очередной раз, посол Французской Республики Морис Гусс (когда-то он был большой политической величиной у Ширака) пригласил меня к себе. Мы с ним друзья. Стали болтать, я начал рассказывать истории из своей жизни: как звонил Преверу, стучался в дверь к Пикассо, познакомился мальчишкой с Кокто. Долго я, наверное, говорил. В какой-то момент Морис воскликнул: "Вам это надо со сцены рассказывать". Когда я вернулся в Париж и встретился с Оливье Мейером, директором театра Сюрен, и рассказал об этом предложении, он загорелся.
- Известно, что только в Москве в вашем спектакле примут участие Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа.
- Да, это уникальные артисты. Без них я бы не создал один из своих самых удачных балетов - "Пиковую даму", которую я ставил несколько лет назад в Большом. Я рад был узнать, что Николай вернулся в спектакль после травмы, и очень надеюсь, что этот балет мы сможем записать. Ведь он существует только в репертуаре Большого театра, и хочется, чтобы он остался в истории с такими блистательными исполнителями. Ведь когда-то я ставил "Пиковую даму" для Михаила Барышникова. Миша - это истинный гений, у него техника безукоризненная.
- Как вы думаете, способно ли искусство бороться с террористами?
- Я думаю, люди, которые полюбили искусство, никогда не будут террористами.
- Чем интересна для вас Россия сейчас?
- Я здесь встретился с очень интересными людьми. Это и Илзе Лиепа, и Цискаридзе, и Светлана Лунькина. В Большом есть замечательная балерина - Светлана Захарова, и я был бы рад поработать с ней. Когда ставил "Пиковую даму", неожиданно для себя открыл молодого хореографа Никиту Дмитриевского. В этом человеке явно есть талант. Я не верю, что можно начать успешно заниматься хореографией в 40 лет. Так не бывает. Если бы Моцарт не начал сочинять с детства, что бы он успел за свою жизнь? Я с детства знал, что стану хореографом. Помню, смотрел лет в пятнадцать спектакли Лифаря и говорил себе: я бы это лучше сделал! Я считаю своим долгом перед искусством помогать молодым.
- Увидим ли мы на сцене Большого театра балет на стихи Маяковского?
- Я считаю, что "Маяковский" - очень красивый балет. Я его обожаю. Во Франции эта постановка наделала много шума, все говорили, что я занялся политикой. Но это не так. Я читал Маяковского по-английски, мне его стихи очень понравились. Чувствовалось, что это большой поэт и интересная личность. Я сказал Гастону Дюферу - мэру Марселя, что хочу поставить об этом балет, и он ответил: "Вы лучше знаете, что делать". Когда я показывал балет на Авиньонском фестивале, там из-за красных флагов целый скандал разгорелся! Зато благодаря этому балету я познакомился с Лилей Брик.
- Сохранилось ли такое понятие, как "русский балет"?
- Оно уже стало мировой легендой. И в первую очередь оно связано с Дягилевым, с его "Русскими сезонами", и не только с хореографией в чистом виде, но и с теми композиторами, декораторами, художниками, которых он привлекал к работе. Ведь такие с ним таланты работали - Прокофьев, Стравинский!
- Как получилось, что с вашим 80-летием вас первым поздравил президент Путин?
- Я не люблю отмечать дни рождения, особенно с годами: комплименты типа "Как вы выглядите в свои годы!" - кажутся мне отвратительными. Но я был действительно тронут, когда неожиданно для меня в зале Петипа Большой театр и мой друг Анатолий Иксанов поздравили меня с юбилеем, поднесли мне цветы и еще зачитали телеграмму российского президента! (от Ширака телеграмма пришла только к вечеру). Я к наградам отношусь спокойно, но очень горжусь тем, что стал чуть ли не первым иностранцем, удостоенным Государственной премии России. Очень симпатизирую вашему президенту и буду счастлив, если он сможет прийти на мои спектакли в Москве.
- Ваш спектакль называется "Секреты балета". Вы можете их приоткрыть?
- Мне повезло, что жизнь меня свела с секретарем Дягилева Борисом Кохно. Благодаря ему я понял, насколько в балете важно театральное видение. Для хорошего балета необходимо, чтобы на самом высоком уровне были все составляющие - музыка, декорации, хореография, исполнители. Но важно, чтобы искусство всегда было свежим, чтобы было ощущение новизны. Как в эпоху Петипа, Дягилева, Григоровича..