Иногда банкротство бывает очень кстати. Набрал обязательств, снял пенки - и подался в безнадежные должники. На нет, дескать, и суда нет. Однако Минэкономразвития РФ призывает расценивать преднамеренное банкротство как тяжкое преступление и наказывать лишением свободы до шести лет.
Об этом сообщила вчера участникам Всероссийского семинара-совещания "Изменения в системе антикризисного управления в России в связи с административной реформой" директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Анна Попова. По ее словам, министерство уже подготовило соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ. Они также предусматривают "наказывать неправомерные действия при банкротстве ограничением свободы на срок до трех лет". Кроме того, из УК может быть изъята статья о фиктивном банкротстве, поскольку "российское законодательство теперь не допускает внесудебное объявление должником о своем банкротстве".
Между тем, Федеральная налоговая служба уже имеет на примете 31 тысячу предприятий, в отношении которых готова начать процедуру банкротства. Но эти дела не пойдут "в одном пакете". Банкротить будут по очереди, иначе суды просто захлебнутся от такого наплыва разбирательств. Кроме того, как сообщил руководитель управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС Сергей Хурсевич, только 17,5 тысячи потенциальных банкротов являются существующими должниками. Все остальные, естественно, отсутствующими, которых еще надо найти. Но дело это непростое и не так часто заканчивается удачей.
Налоговиков, которые теперь отвечают за соблюдение интересов государства в делах о банкротстве, от решительного шага сдерживает еще одно обстоятельство. Не утвержден порядок выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Документ готовило минэкономразвития, но через минюст он еще не прошел. Так что придется какое-то время еще подождать.
Тем более что к работе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих есть претензии. По данным минюста, некоторые из них соответствуют требованиям закона "лишь на бумаге". Налоговики, в свою очередь, озабочены качеством внешнего управления, уровнем подготовки антикризисных планов и использованием конкурсного производства для продолжения работы предприятия. Минюст и ФНС готовы отстранять "недобросовестных" антикризисных управляющих "всеми законными способами", заявили представители этих ведомств.
В свою очередь, президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков обратил внимание участников совещания на то, что процедура банкротства - это все-таки шанс на оздоровление предприятия, а не только на его ликвидацию.