28.10.2004 01:40
Общество

Не вручено около миллиона военных наград

Почему мы до сих пор не можем раздать награды Великой Отечественной
Текст:  Зиновий Галутин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3615)
Читать на сайте RG.RU

Благодаря Галутину, человеку уникальному, подвижнику, тысячи героев или их семьи из России и стран СНГ получили награды через десятки лет. Но более миллиона наград так и остаются неврученными. В канун 60-летия Победы еще больнее осознавать этот факт, не делающий чести стране, при защите которой те награды были заслужены кровью, а часто и жизнью. С проблемой давно можно бы справиться. Если бы...

Что произошло, рассказывает Зиновий Галутин, участник Великой Отечественной войны, председатель межрегиональной общественной организации координационного центра "Награды Великой Отечественной войны".

У вас свой план, у нас - свой

По официальным данным министерства обороны, боевые награды Великой Отечественной до сих пор не получили около 500 тысяч человек, ныне здравствующих. По данным нашего координационного центра, общая цифра неврученных орденов и медалей значительно больше и превышает миллион. Что такое миллион неврученных боевых наград? Это миллион актов воинской доблести и самопожертвования. Миллион забытых мгновений истории страны, которые так много могут сказать наследникам военного поколения. Миллион невысказанных признаний в благодарной памяти.

Не буду перечислять все причины, которые не позволяют административным органам, ответственным за розыск награжденных фронтовиков, сделать свой поиск быстрым и эффективным, назову лишь две, системные.

Первая: силами только государства - его соответствующих структур, их служащих, бюджетных средств - проблему не решить. Во всяком случае не решить вовремя, пока живы те, кому награды предназначены. Говорю это с полной убежденностью, потому что знаю, что это такое - отыскать по крупицам сведений человека на огромном постсоветском пространстве. С конца 70-х, когда мы начали свой поиск, удалось разыскать более 27 тысяч участников войны с "потерянными" орденами и медалями. За этой цифрой - сотни и сотни тысяч перелопаченных архивных документов, миллионы переразложенных и систематизированных карточек награжденных в годы войны, тысячи добровольцев, которые проверяли архивные карточки неврученных наград, вели многократную переписку с военкоматами, адресными столами, родственниками ветеранов, встречали фронтовиков, приглашенных на торжественные вручения, заботились о них во время пребывания в столице и других городах. Где, у какого даже самого богатого государства хватило бы на все это лишь собственных ресурсов?! И хотя нельзя отрицать, что отечественные административные инстанции на протяжении послевоенных десятилетий занимались поиском "потерянных" награжденных, результат их исполнения государственного долга говорит сам за себя: сегодня, в канун 60-летия Победы, проблема не решена. Вывод: государству не просто требуется помощь общественности - необходима действительно единая система совместных и хорошо скоординированных действий. Необходимо подлинное и равноправное партнерство. Боюсь, что понимания такой необходимости у госчиновников не хватает. Как недостает их поисковой работе эффективной методики. И в этом, на мой взгляд, вторая серьезная причина ее невысокой результативности.

В последние же годы мы особенно почувствовали, как тормозится работа военного ведомства. Не хотелось бы переходить на личности, но обозначилось это после назначения в 2000 году на должность начальника 3-го (ведающего наградами) управления Главного управления кадров минобороны генерал-лейтенанта С.В. Антоненко. С предшественниками Сергея Васильевича мы в течение многих лет работали достаточно согласованно и дружно. Я был уверен, что такой стиль сохранится. Но когда после моих многочисленных звонков и письменных запросов генерал-лейтенант Антоненко меня все же принял, в конце нашей беседы я услышал его неожиданное резюме: теперь каждая из наших сторон будет работать сама по себе. Я снова попытался убедить генерала, что массовый поиск награжденных без помощи поисковых групп добровольцев, без помощи ветеранов войны и их комитетов, сотен других общественных организаций и различных ведомств России и СНГ практически невозможен. Генерал был непреклонен: вы работайте по своему плану, мы - по своему.

Грабли неудачного поиска

С этого момента вопросы, с которыми мы привыкли обращаться в наградной отдел минобороны и в военные архивы, стали решаться значительно сложнее. Особенно все осложнилось, когда генерал Антоненко добился перевода списков 1 200 000 награжденных в годы войны ветеранов, здравствующих на 1998 год, и их домашних адресов из управления администрации президента в Центральный архив министерства обороны. Фактически на эту "переправку" были угроблены добрые три года. Теперь же по инициативе начальника 3-го наградного управления каждому ветерану из этих списков посланы анкеты-запросы о его боевом пути и послужном списке для последующего сличения заполненных анкет с карточками неврученных наград.

Мы бросили на произвол судьбы огромный отряд наших однополчан.

Казалось бы, почему нет? Но в таком подходе заложен серьезный методический просчет. Ведь кроме домашних адресов в списках 1998 года нет других поисковых данных: ни места рождения, ни места призыва. Поэтому последующая сверка этих списков с данными анкет неминуемо приведет к большой путанице между однофамильцами с одинаковыми инициалами, не говоря уж о полных тезках, которые нередко к тому же и воевали в одной части или в одном соединении. Мы на эти "грабли" наступили еще в 1982 году, когда по неопытности прибегли к той же методике, надеясь разыскать хотя бы награжденных с фамилией Иванов. После выборки карточек их оказалось почти 70 тысяч, то есть цифра для группы энтузиастов неподъемная. Отобрав в конце концов только Ивановых Иванов Ивановичей (три с половиной тысячи!), мы разослали им письма-запросы, аналогичные сегодняшним минобороновским анкетам, и точно по той же схеме начали сверять ответы с карточками неврученных наград. Сто поисковиков-добровольцев работали над этим около двух лет, а нашли немногим более полутораста награжденных. Результат совершенно мизерный и для начала 80-х, а уж теперь, когда все разыскиваемые герои стали на двадцать лет старше, такой низкий КПД поиска совершенно неприемлем. В начале 90-х годов эту же ошибку повторил ЦАМО РФ. А сегодня ее еще раз повторяет минобороны.

Герои останутся "в розыске"

Считаю также в корне неправильным, что запросы рассылаются только адресатам Российской Федерации. Мы никогда не делали различий между российскими ветеранами и их собратьями из союзных республик. А будут ли там так же организованно искать через Москву неврученные награды защитников уже не существующего СССР? Выходит, мы бросили на произвол судьбы огромный отряд наших однополчан, проливших кровь на едином для всех поле боя с фашизмом. Честно ли это по отношению к партизанам Белоруссии, к панфиловцам из Казахстана, к нашим неотделимым фронтовым братьям из всех отделившихся республик?

Между тем существует и отработана методика нашего центра, позволяющая вести поиск в 10-15 раз быстрее. В свое время с ней согласились и руководители подразделения Главного управления кадров Министерства обороны РФ, ответственного за вручение наград фронтовикам, и военные архивисты. Уже тогда при сравнительно небольших средствах (три миллиона рублей ежегодно) проблему можно было бы решить за 4-5 лет. Но высокие инстанции ссылались на отсутствие средств, а один лишь самодеятельный энтузиазм общественников с их тогдашними рутинными докомпьютерными возможностями не могли существенно сдвинуть дело. Сегодня наша методика освоена в Центральном архиве министерства обороны, и осталось только более ее активизировать усилением архивных кадров и выделением средств.

Все эти наши предостережения и предложения я не раз излагал устно и письменно руководителям Главного управления кадров минобороны, Главного архивного управления, Генерального штаба. Однако военное ведомство за подписью недавнего начальника Генерального штаба генерала А.В. Квашнина утвердило руководящий документ по методике генерала Антоненко и запустило малоэффективную машину.

Хочу, чтобы все меня поняли правильно: я ни в коем случае не противопоставляю наш Координационный центр военному ведомству. И не в первый уж раз подчеркиваю: мы являемся добровольными помощниками министерства обороны по розыску награжденных и единственная наша цель - ускорить эту общую, святую работу, успеть сполна выполнить моральный долг государства и народа, общества перед поколением ветеранов Великой Отечественной. Уверен: какие-то из разосланных анкет-запросов обязательно сыграют положительную роль в розыске награжденных. Но при этом большинство защитников Отчизны, заслуживших на полях сражений свои ордена и медали, так и останутся "в розыске". Еще не поздно параллельно, не дожидаясь возвращения анкет с ответами, запустить и нашу методику, которая в оставшиеся до 60-летия Победы месяцы сэкономит столь драгоценное, стремительно уходящее время.

От редакции

Существуют по крайней мере два подхода к решению проблемы. Первый основан на понимании простой истины: в жизни любой страны существуют задачи, решить которые возможно только когда государство и общество, став равноправными партнерами, объединят свои возможности и усилия. Порознь не получается. Это подход Галутина и его соратников.

Второй сформулировал генерал-лейтенант Антоненко, курирующий от лица государства поиск героев Великой Отечественной: "Каждая из "сторон" будет работать сама по себе".

В нашей сегодняшней публикации ее автор, З.В.Галутин, обосновывает избранную им позицию. Мы готовы предоставить возможность сделать то же и его оппонентам из Управления по присвоению воинских званий и награждений Главного управления кадров Минобороны России.

До 60-летия Победы осталось более полугода...

История