29.10.2004 03:00
Экономика

Экспорт нефти не сдвинет экономику

Текст:  Андрей Колесников (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3617)
Читать на сайте RG.RU

В России замедляются темпы роста - догоняющее развитие под угрозой. "Голландская болезнь", наркотическая зависимость от "монопродукта", уходящего на экспорт и пополняющего деньгами, которые экономика не в состоянии освоить, Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы, парализовала реформаторскую активность. Рост производства прекратился, в частности, в машиностроении и легкой промышленности - отраслях, которые, по логике развития, должны были бы противопоставить себя экспорту нефти. Проблемы с качеством роста обернулись проблемами с его количеством. Оказывается, не количество переходит в качество, а недостаточное качество обрушивает количество.

Несмотря на то, что по результатам августа был зафиксирован нулевой рост базовых отраслей промышленности, суммарный прирост ВВП за восемь месяцев 2004 года по сравнению с сопоставимым периодом года прошлого не слишком упал - 4,5 процента против 4,8. Можно даже предположить, что случившееся замедление связано с сезонными факторами. Однако гораздо более важно и настораживает другое: масштабный рост мировых цен на нефть уже не способствует росту ВВП и производства в России, а в качественных характеристиках роста вот уже который год не происходит никаких изменений. В результате каждый день в российской экономике оказывается "днем сурка", а любой год - "годом сурка". Одни и те же тренды, отнюдь не самые здоровые по своей природе, повторяются с незавидным постоянством.

Урок нынешнего спада очевиден: экономика России оказалась в институциональном и структурном тупике. Без эффективно работающих государственных и рыночных институтов, без перестройки административной, социальной, пенсионной, трудовой, судебной, военной и прочих сфер уже невозможно сдвинуть ее с места. Необходимо нечто большее и иное, нежели наращивание экспорта углеводородного сырья.

Проблемы дополняются неснижающейся инфляцией: смешно говорить о сколько-нибудь значимых достижениях, если по итогам января-сентября 2004 года рост цен составил 8,0 процента, а за тот же период 2003-го - 8,6. При этом цены производителей за девять месяцев этого года выросли почти на 30 процентов! Еще одна проблема - низкая производительность труда, упрямо падающая, особенно по сравнению с ростом зарплат и реальных доходов. А есть еще и укрепление рубля и неспособность "переварить" инвестиции, и...

Набор проблем - предсказуемый, стандартный, понятный. А вот поиски его решения - главная проблема, проблема проблем. Кажется, в отсутствие плодотворных дебютных идей вся экономическая политика свелась к распилу "лишних" денег - ресурсов Стабфонда.

Тем не менее попытки нащупать окна роста, пусть и почти вслепую, предпринимаются. То же самое частно-государственное партнерство, постепенно превратившееся почему-то в государственно-частное (ГЧП), будучи потенциально коррупциоемким, становится одним из естественных ходов по закладыванию основ более здорового и качественного роста. Известный предприниматель и менеджер, специалист по стратегическому проектированию Владимир Преображенский недавно предположил, что если модель государственно-частного партнерства покажет неплохие результаты в транспортной отрасли, то она может быть распространена и на другие сектора экономики. Инфраструктурные проекты оказываются сейчас в центре внимания - они становятся и естественной сферой приложения ГЧП, и возможным объектом расходования избыточных средств Стабилизационного фонда. С этим во всяком случае соглашаются и минэкономразвития и минпромэнерго.

Тот же Преображенский полагает, что государство, не нарушая правил рыночной, открытой, либеральной экономики, может отличиться в решении еще двух принципиальных проблем - повышения производительности труда и расширения радиуса доверия в экономике. Первый вопрос тесно связан с технологической модернизацией - индустриальные и предпринимательские ассоциации и союзы могли бы при содействии государства начать формировать "центры производительности". Второй - если не целиком на "совести" государства, то как минимум зависит от его готовности задавать раз и навсегда сформулированные правила взаимоотношений с бизнесом.

То, что происходит сейчас, - серьезнейший сигнал экономическим властям. Важно только правильно его "прочитать". Понять, что сырьевая рента не навеки дана, что "тучные годы" нефтяного благоденствия надо использовать так, чтобы потом "не было мучительно больно". В противном случае в тот самый черный день нефтяной конъюнктуры, который все-таки когда-нибудь настанет, единственным оружием экономической политики останется Стабилизационный фонд. Не рыночные институты, не дружественная для приема и освоения инвестиций законодательная и корпоративная среда, не долгосрочного действия инструменты аккумулирования финансовых ресурсов и управления ими, а всего лишь большая копилка. Разбивать ее сейчас было бы недальновидно, потому что деньги, которые при падении цен на нефть будут брошены на балансирование бюджета, очень быстро кончатся.

Собственно, известный консерватизм минфина и отчасти минэкономразвития по отношению к вопросу расходования средств Стабфонда как раз и связан с презумпцией виновности экономической политики. Не желая тратить деньги, финансово-экономические власти закладываются на пессимистический сценарий развития событий, на то, что структурные реформы не будут адекватно проведены, а институциональные условия никто и не создаст. Хотя, с другой стороны, как раз сейчас-то и нужно инвестировать средства в институты и реформы.

В этом контексте важен переворот в сознании и субъектов хозяйственной деятельности, и государства, которое пишет инструкции по пользованию экономикой. Переворот в понимании того, что конкурентоспособность - это не высокое качество подковерной игры и работы специалистов по связям с госорганами, не скорость, с которой можно добежать до кормушки, выплачивая на крутых аппаратных поворотах административную ренту (то есть взятки). Конкурентоспособность - это мозги, идеи, предприимчивость. Но опять-таки для всего этого нужны правильная среда и нормально работающие институты рынка и его регулирования (желательно в виде судов).

Тогда-то и откроются окна роста. При понимании простой истины, что все равно придется догонять. Только бежать за лидером уже не в лаптях, а в современной спортивной обуви.

Андрей Колесников

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Нефть и газ Минфин