Собственно, для этого и затевались административная, налоговая, таможенная и банковская реформы, о которых Фрадков подробно рассказал собравшимся предпринимателям. По его словам, последние 10 лет Россия демонстрирует реальные успехи в экономической сфере. Это и дает возможность развивать и воплощать в жизнь так полюбившийся российским чиновникам лозунг о конкурентоспособности. Именно с помощью ее увеличения кабинет министров надеется выполнить президентскую задачу об удвоении ВВП. "Нам необходимо создать конкурентную среду, которая обеспечивала бы условия для российских и иностранных предприятий", - заметил Фрадков, видимо, абсолютно не имея при этом в виду, к примеру, изменения статуса монополиста "Газпрома" на супермонополиста, которым компания Алексея Миллера может стать в случае поглощения "Роснефти" и "Зарубежнефти".
В искренность российского премьера часть немецких предпринимателей полностью поверила, другая - продолжила публично "терзать" министра экономического развития и торговли Германа Грефа о созданном инвестиционном климате в нашей стране. И уже даже не подтекстом, а довольно открыто немцы интересовались делом "ЮКОСа". Причем, ссылались они не на собственные домыслы, а на опасения главы РСПП Аркадия Вольского, который накануне визита Фрадкова в интервью немецкой прессе высказал опасения, что банкротство "ЮКОСа" плохо отразится на инвестиционном климате нашей страны.
- Насколько понимаю, речь о банкротстве "ЮКОСа" не идет, - мягко уходил от прямого ответа Греф. - Ситуация, конечно же, негативно отразилась на инвестклимате.
Главный российский экономист пытался представить уж совсем идеальную картину, когда в стране все честно платят налоги и тогда наверняка подобных историй происходить не будет.
- Сейчас мы можем только создать условия, при которых предприниматели будут работать по прозрачным, рыночным правилам, - заверил немцев Греф в довольно скорых изменениях.
Мандат абсолютного доверия главному экономисту в присутствии инвесторов выдал сам Фрадков.
- Греф в состоянии провести справедливую линию: заработал - получи, неоправданно пользуешься льготами - ничего не получишь, - жестко сказал Фрадков.
Резкость российского премьера подействовала на немцев благоприятно. Они еще больше укрепились в мысли, что созданный в печати имидж нашей страны гораздо хуже действительности. "С точки зрения многих зарубежных инвесторов "ЮКОС" бросает тень на практику реализации деловых отношений, - заметил председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд. - Я уверен, что российское правительство определило критерии по проведению честного, прозрачного, легкопрослеживаемого процесса". И тут же заверил главу российского правительства в том, что если инвесторы настроены на долгосрочное сотрудничество, то "вряд ли их отпугнет отдельный случай, который имеет внутриполитический характер". Несмотря на такой оптимизм, он тут же сам себе задал вопрос: "Чем же привлекает российский рынок, несмотря на его непредсказуемость и нестабильность?" Оказалось, смелой политикой реформ президента Владимира Путина и его команды. И вообще всем, о чем в Германии в отношении к России даже не смели мечтать еще 10-15 лет назад.
И на этом фоне все больше обсуждали расширение бизнес-среды за счет малого и среднего бизнеса. Предполагается, что его доля может ежегодно увеличиваться на 1-2%, вытесняя крупные предприятия. "Создается комплексная правовая база, чтобы все могли свободно конкурировать на российском рынке", - разъяснил ноу-хау российский премьер.
Переходящее знамя "убеждения инвесторов" после отъезда Фрадкова на завод "Даймлер Крайслер" подхватил Греф. Он заверил немецких инвесторов в том, что при любых условиях наша страна будет двигаться в сторону прогрессивных реформ. Более того, по мнению главного экономиста, в стране уже созданы все условия для приема иностранных инвесторов. "Мы имеем ряд проблем, но при этом знаем, в какую сторону надо двигаться и как их решать".