01.11.2004 00:40
Общество

В Москве начала вещание станция "Культура"

Сегодня в эфир вышла новая радиостанция
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3618)
Читать на сайте RG.RU

Потом наш доморощенный рынок смел с "прилавка" "товар", который нуворишам казался неходовым, хотя он составляет один из самых востребованных в мире "культурных продуктов", - классическую музыку. Приказал долго жить и радиотеатр. Десятки похожих друг на друга коммерческих радиостанций гонят попсу, порой качественную, но чаще позорно бездарную.

Классическая музыка осталась только на радио "Орфей", которое недоступно для абсолютного большинства слушателей, ибо вещает в устаревшем УКВ-диапазоне. В диапазон FM, в котором работают современные приемники, культура пробиться не могла. Сегодня пробилась. Пока - в Москве (частота 91,6 FM), но сигнал со спутника уже распространяется на всю страну, и дело за местными вещателями, потенциальными партнерами новой радиостанции.

Вообще-то радио "Культура" вещает уже месяца три. Пока готовилась выигранная по конкурсу московская частота, его передачи могли принимать в Оренбурге и Новгороде Великом, и первые преданные слушатели, судя по письмам и звонкам в прямой эфир, уже появились. С сегодняшнего дня к ним присоединился самый большой мегаполис страны. На очереди - Екатеринбург, Петербург, города Сибири и Поволжья.

В мире существуют две концепции "культурного радио". Первая - станции музыкального вещания. Таковы наиболее популярные радиоканалы во всех крупных городах планеты, от Нью-Йорка и Барселоны до Буэнос-Айреса и Гонконга, - они круглосуточно передают классическую, этническую и экспериментальную музыку. У нас эту нишу закрывал бы "Орфей", но он, повторяю, технически недоступен для большинства, и спрос не утолен.

Второй тип - своего рода "радиогазета", "культурный клуб" в эфире, где можно обсудить художественную выставку, театральную или кинопремьеру, послушать стихи в авторском исполнении. Такие радиостанции в мире распространены меньше, потому что рейтинг этого типа вещания всегда ниже - его формат фактически дублирует газетные культурные страницы. На радио "Каталония" мне рассказывали, что как только там переходили от рассказов о музыке к собственно музыке, аудитория возрастала примерно вдвое - так сама жизнь корректировала формат этой популярной в Испании "классической" радиостанции. Тем не менее "радиоклуб" тоже необходим, ибо ничто не сравнится с радио по оперативности реакции, "интерактивности" и доступности - хоть в автомобиле, хоть в поезде, хоть в лесу на прогулке.

Новорожденное радио будет теперь интенсивно развиваться, обрастать новыми формами, рубриками, методами. По воскресеньям пойдет цикл "Радиотеатр: сюжеты и подробности" - об уникальном, почти утраченном, но не забытом виде искусства, где подвизались величайшие мастера и с которым связаны легенды. Поэт Тимур Кибиров отвечает за содержание литературных программ, музыковед Артем Варгафтик - за уровень звучащей в эфире музыки, знакомая по "Эху Москвы" Марина Багдасарян расскажет о театре.

- Культурная информация для очень многих людей не менее актуальна и захватывающа, чем информация политическая, социально-экономическая или спортивная, - считает главный редактор радио "Культура" Анатолий Голубовский. - Более того, как профессиональный социолог я знаю, что культура составляет главный интерес для потенциального зрителя или слушателя, даже если он не отдает себе в этом отчет.

СМИ и соцсети