01.11.2004 02:00
Общество

Сергей Слонимский: музыкальное возрождение России

Текст:  Юрий Звягин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3618)
Читать на сайте RG.RU

- Сергей Михайлович, почему "Симфония N 11" посвящена Михаилу Шемякину?

- С Михаилом мы дружим с 1962 года. А последние годы и много сотрудничаем в Мариинском театре. В конце этого сезона там будет, к примеру, поставлен балет. Наше совместное детище, который был сперва прологом к "Щелкунчику", а теперь, по мысли Валерия Гергиева, превращен в самостоятельное произведение.

Шемякин очень близок мне как художник и как человек. Он честен, имеет твердый, независимый характер, глубоко любит Россию. И его искусство таково же. Это и побудило меня посвятить ему произведение, в котором я постарался выразить лучшие черты русского человека: внутренняя мягкость, лиричность, но в то же время, и волевое начало.

- Художник всегда подчеркивает, что он не просто русский человек, но и петербуржец. А есть ли отражение Петербурга в вашей музыке?

- Наш город всегда сочетал в себе стремление к авангарду с тягой к фольклору. Одновременно это был город чудаков. Все эти черты есть у Шемякина. В "Симфонии N 11" я постарался отразить их тоже.

- Второе произведение, которое прозвучит в тот же день - это "Реквием". А ведь он пишется только раз в жизни. Как тут не вспомнить Моцарта.

- Мой "Реквием" писался не обо мне. В нем не страх смерти, а думы о невинно убиенных детях и взрослых, число которых последнее время умножается чуть ли не каждый день. Эти жертвы вызывают мысли об их праведности, достойной вечного света.

Одновременно каждый человек греховен, и ему нужно покаяние. Вот эти две стороны, внешняя и внутренняя, и вызвали к жизни "Реквием". Оба произведения были написаны год назад. Я тогда переживал глубокий душевный кризис от осознания того ужаса, который творился вокруг. И как спасение ко мне пришла музыка "Реквиема". Может быть, поэтому произведение это, построенное на основе канонических латинских текстов, вопреки традиции начинается и завершается лирической частью. Там есть и тема страшного суда, наказания, но все это обрамлено светлой музыкой.

А уж потом, почти сразу же, родилась симфония. Она по сути своей жизнеутверждающая. Даже финал у нее триумфальный, с очень русским колокольным перезвоном. Можно сказать, это произведения-близнецы. И я рад, что они прозвучат вместе.

- Коллектив, который будет первым исполнять вашу музыку, определяли вы?

- Честно говоря, я писал "Реквием", представляя, как его может исполнить хор Капеллы. Это замечательный коллектив, в настоящее время находящийся, на мой взгляд, в такой блестящей форме, какую даже я не помню. А я много работал с ним и люблю этих людей. Так же, как и оркестр Капеллы. И особенно люблю Владислава Чернушенко. Я с ним знаком так же давно, как с Михаилом Шемякиным, и он мне так же дорог. Сейчас он перенес тяжелую операцию на сердце. Практически это будет первое его выступление после болезни. И знаете: я переживаю за него даже больше, чем за свои произведения. Хочется, чтобы зрители оценили мужество этого замечательного человека и дирижера, поддержали его.

- Сергей Михайлович, вас считают одним из самых известных современных композиторов в мире. Скажите: современная музыка - это что? И вообще, есть ли сейчас то, что можно назвать музыкой?

- В современном мире есть музыка и антимузыка. Причем в любом жанре. Я не пурист. Я сам, как вы знаете, писал музыку к кинофильму "Республика ШКИД". В фильме "Интервенция" на мою мелодию поет свою песню Владимир Высоцкий. Я очень люблю Алика Городницкого. В семидесятых мой ученик писал диплом о музыке "Битлз", когда она, мягко говоря, не приветствовалась.

Нет, я говорю о халтуре, которой очень много последнее время. О той, которая заполнила улицы наших городов. Посмотрите, какие плакаты развешены по городу на Неве. На одну рекламу классического концерта - сотня лиц поп-звезд. Это уже политика. Между прочим, моих знакомых иностранцев это возмущает. Такое, с позволения сказать, лицо только вредит нашему городу.

Пользуясь тем, что ваша газета очень влиятельна, я хотел бы обратиться с предложением. Как бы это, хотя бы на одном ведущем телеканале, пусть раз в месяц, но выпускать в эфир программу, которую я бы назвал "Час молодой души". И в ней показывать молодых людей, которые исполняют классику, сочиняют стихи, играют в театре, рисуют. Я знаю, что таких сотни тысяч. Однако на экране чаще показывают других: агрессивных, грубых, привыкших все решать с помощью силы, не стесняющихся матерных слов. И тем самым создают впечатление, что вся молодежь такая.

А это совсем не так. Больше того, я верю в то, что только из России может начаться новый Ренессанс. В конце концов, тогда, в средние века, тоже было жутко: войны, болезни, инквизиция. И тем не менее именно посреди всего этого кошмара выросли люди, возродившие традиции античной культуры, превратившиеся со временем в нечто новое, но столь же прекрасное.

Между прочим, второе Возрождение уже зрело в России в начале XX века. Тогда оно было прервано господством большевизма. Сейчас, я это интуитивно чувствую, в новой России подспудно зреют ростки нового Возрождения. Оно придет только от нас или не придет вовсе. Но нужно поддержать эти ростки. Показать, что они, - молодые люди, продолжающие жить духовной жизнью, - не одиночки.

Образ жизни Музыка