02.11.2004 01:00
Экономика

Авиабилеты подорожали на 20 долларов

Вчера авиабилеты подорожали на 20 долларов
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3619)
Читать на сайте RG.RU

Сами инициаторы роста тарифов напрочь отрицают скоординированность действий и ссылаются на то, что большинство авиакомпаний мира еще летом, когда нефть начала активно дорожать, грозились ввести топливные надбавки. Однако бросается в глаза, что взвинчивать цены они начали сразу, как стало известно об увеличении с 1 декабря экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Готовить почву для "непопулярного решения" авиаперевозчики начали еще в октябре. Тогда глава самой известной авиакомпании призвал правительство "ограничить стоимость услуг аэродромных заправщиков нерыночными мерами, как это сделано с тарифами естественных монополий". В конце прошлой недели один из топ-менеджеров компании спрогнозировал, что "рост цен на ГСМ пагубно отразится на авиаперевозках". Но как только было объявлено о новых поборах с пассажиров, другой управленец столь же уверенно заявил, что они не отразятся на количестве пассажиров - более того, их число вырастет в 2005 году на 15 процентов.

По логике хозяйствующих субъектов, за подорожание нефтепродуктов платить должны жители страны. Именно этот подход заложен в самочинном "топливном налоге". В настоящее время авиакеросин стоит 400-450 долларов за тонну. Экспортная пошлина на нефть с 1декабря повысится с 89 до 101 доллара за тонну, пропорционально подрастет и пошлина для мазута, бензина, керосина и дизтоплива. Теоретически это вроде бы должно повернуть керосиновые реки внутрь страны и создать избыточный спрос. Однако в жизни все происходит с точностью до наоборот. При столь высоких ценах на нефть с помощью пошлин удается изъять не более трети прибылей нефтяников, так что плавное повышение ставок по сути стимулирует вывоз нефтепродуктов. "Навар" компаний с каждой тонны нефти составляет не менее 30 долларов. А внутренний рынок нефтепродуктов по доходности вплотную приблизился к экспортному, тем более что оптовая и розничная торговля ГСМ не что иное, как одна из сфер деятельности крупнейших нефтедобывающих компаний. Этим и вызван "упреждающий удар" по собственным пассажирам со стороны авиаперевозчиков.

Авиатранспорт