Железнодорожное полотно в Беслане проходит всего в 50 метрах от средней школы N 1. Кому пришло в голову прокладывать железную дорогу рядом с местом, где бегают дети, - трудно сказать. Но факт остается фактом: каждый день пассажирские и грузовые составы проносились в аккурат под окнами школы, и каждый день в тупиковом ответвлении этой дороги местные железнодорожники формировали товарные составы. Школьники и учителя, конечно, поначалу жаловались на грохот поездов, но в конце концов привыкли и перестали обращать внимание на очевидное неудобство.
Зато этим соседством чуть было не воспользовались бандиты, которые первого сентября захватили школу. В начале десятого утра, загнав школьников и взрослых внутрь, бандиты сделали несколько выстрелов из автоматов по ЛЭП, расположенной неподалеку. Пристреливались на случай вооруженного штурма.
В 9.40 по расписанию в Беслан прибывал пассажирский поезд Новороссийск-Владикавказ. Все тринадцать его вагонов были заполнены под завязку. Сотни людей возвращались домой после летних отпусков на Черном море. О теракте они еще ничего не знали, потому что в это время террористы всего несколько минут как осуществили свой молниеносный захват и страна еще не содрогнулась от страшного известия. В то время даже местная милиция не успела до конца понять, что же на самом деле произошло, и выставить оцепление. Первоначальная информация, что в школу проник маньяк-одиночка, не подтвердилась, и лишь через полчаса после начала теракта среди зевак, спецназа и республиканских чиновников, что столпились возле школы за зданием местного РОВД, поползли слухи, что все гораздо серьезнее, это настоящий теракт и террористов около пятнадцати человек.
К чести транспортной милиции Беслана, там не стали дожидаться уточнений произошедшего и, когда поступил сигнал о захвате школы, сразу вспомнили, что к месту теракта движутся несколько поездов. Но первым в район школы подойдет пассажирский состав из Новороссийска. Поезд, мчащийся прямо под пули бандитов, нужно было немедленно остановить. Времени было мало. Меньше чем через полчаса поезд должен был подойти к захваченной школе.
- Боевики могли запросто уничтожить весь состав, - сказал начальник Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте генерал-майор милиции Игорь Жуков. - Достаточно было выстрелить из гранатометов по первому и последнему вагонам, чтобы блокировать поезд. После чего не составляло никакого труда расстрелять всех пассажиров.
Руководство местного отделения железной дороги дало команду остановить состав. Диспетчер попытался связаться с машинистом поезда, но из-за плохой связи тот ничего толком не понял. Милиция не теряла времени даром. В Беслан выдвинулся резерв из пяти сотрудников линейного отдела транспортной милиции Владикавказа. Они успели. Поезд остановили в трех километрах от захваченной школы.
- Наши сотрудники блокировали движение поезда, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник Владикавказского ЛОВДТ полковник милиции Батраз Басиев. - Объяснили людям, что необходимо покинуть вагоны. Некоторые пассажиры отказались уходить, возмущенные тем, что их снимают с поезда. Пришлось сказать, что неподалеку совершен теракт. После этого всех усадили в автобусы и под охраной довезли до Владикавказа.
Последующие события только подтвердили худшие опасения милиции. Террористы, которые в момент захвата были в крайне возбужденном состоянии, заминировав школу, уже через полчаса после захвата стали стрелять по всему, что им казалось подозрительным. Сначала они метнули две ручные гранаты и выстрелили из гранатомета по железнодорожной цистерне, которая сиротливо стояла на тупиковой ветке, ожидая своей очереди для прицепления к составу. К счастью, емкости цистерны были пусты, иначе взрывная волна могла разметать, как пушинки, всю элиту республиканских чиновников, милицейских генералов, спецназовцев и зевак.
Не менее сенсационная новость пришла и из Чечни. Задержанная за вербовку террористок-смертниц пожилая чеченка рассказала, что в день беслановской трагедии параллельно готовился еще один захват школы, только в Моздоке. Информация об этом теракте, к слову, звучала из уст милицейских начальников еще первого сентября. Примерно полдня в оперативном штабе полушепотом говорили, что беслановский захват может быть не единственным. Потом об этом, правда, забыли. Но как теперь стало ясно, бдительность милиционеров и мгновенная реакция военных по усилению службы на административной границе Чечни и Северной Осетии спугнули в тот день вторую группу террористов.
Появились новые данные и о бандитах, захвативших беслановскую школу. Одним из них оказался сотрудник собственной безопасности МВД Ингушетии Башир Плиев. Его личность установили после дактилоскопической экспертизы сильно обгоревшего трупа. Сотрудник собственной безопасности, по долгу службы обязанный бороться с "оборотнями в погонах", на самом деле боролся с честными милиционерами, сам являясь "оборотнем". Причем, как выясняется, еще до теракта в Беслане в МВД Ингушетии знали о его криминальных связях с бандитами, но арестовывать не спешили. Плиев же в это время, пользуясь служебным удостоверением, преспокойно перевозил на своем авто Шамиля Басаева и Доку Умарова на встречи с арабским наемником Абу-Кутейбом в Малгобекский район и обратно в Чечню.