09.11.2004 03:00
Общество

Ленин и Арафат - "звезды" телеэкрана

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3624)
Читать на сайте RG.RU

Хотя, с другой стороны, все делает для примирения и всеобщей расслабухи.

Это было недавно, это было давно...

Кажется, вечность миновала с той поры, когда людей моего поколения на ноябрьские праздники душили историко-революционными фильмами и пафосными песнопениями про Родину, Ленина и Октябрь. Хотя, в сущности, это было совсем недавно.

Потом наступили другие времена, и нам уже показывали что-нибудь историко-контрреволюционное, или издевательски памфлетное вроде "Комедии строгого режима".

Затем явилась надобность примирения и согласия, и тогда всем белым и красным братьям стали раздавать по серьгам: одним фильмы про чекистские подвиги, другим - про чекистские преступления. Примирение же и согласие происходило на старых и новых песнях о главном, и на юмористических концертах, которых с каждым годом становилось все больше и которые делались год от года более широкоформатными.

В этом году их было в нашем эфире видимо-невидимо. Тут нам и бесконечная "Смехопанорама" Евгения Петросяна с его небьющимися "Кривыми зеркалами", и гальванизированный "Аншлаг" с Дубовицкой, и "Новые бабки", и двухсерийный концерт Игоря Крутого с его многочисленными друзьями... А еще "Золотой граммофон", "Фабрика звезд", бенефис Давида Тухманова с теми же друзьями. Они же расцветили концерт под названием "Любимые мелодии". Они же порадовали нас в программе "Телеканал "Россия" собирает друзей".

Прибавим к этому плотный список кинокомедий как отечественных, так и зарубежных, и мы поймем, что красные дни 7-е и 8-е ноября - это, по версии ТВ, праздник не Октября, а просто Выходного Дня. Другими словами: праздник Большой Расслабухи.

Отдаленным напоминанием о его первопричине стал показанный в эфире "России" мини-сериал "Неуловимые". И, пожалуй, что все.

Впрочем, не совсем. Был еще художественный фильм, сделанный за рубежами нашей Родины и показанный на праздники в эфире НТВ, "Гуд бай, Ленин!" Он-то как раз и имеет прямое отношение к Октябрю и к его всемирно-историческому назначению.

Good buy,

товарищ Ленин!

Не со стопроцентной уверенностью можно было поручиться, что темы невеликого Октября коснутся наши ведущие политические телеаналитики Алексей Пушков, Николай Сванидзе, Владимир Познер, но чтобы ее не заметил Андрей Малахов, человек с незатейливым умом, но с острым чувством современности, представить такое было невозможно.

Так оно и вышло. Два из "Пяти вечеров" накануне праздников оказались посвященными покойному Сэсэсэру и вечно живому Ленину. Память последнего тревожили на предмет, надо ли удалить его хорошо сохранившееся тело из Мавзолея, или оставить все как есть? Мнения, конечно, разделились. Одни назвали Ильича величайшим преступником, другие - величайшим мыслителем, что, на мой взгляд, не так уж и несовместимо.

И камрад Гитлер был не последним интеллектуалом. Но, что поделаешь, иногда недюжинная изощренность ума только усугубляет практику преступных деяний против человечности.

Мне больше понравилось высказанное на ток-шоу у Малахова соображение, что Ленин - это кризисный менеджер. Тогда можно считать Мавзолей его офисом, в аренде которого естественно было бы арендатору отказать, ввиду реального и морального банкротства придуманного им проекта.

Проблема, однако, не столь проста, как кажется с первого взгляда. Бухгалтерский подход не разъясняет ситуацию; он заслоняет его суть, в постижении которой нам в помощь немецкий фильм "Гуд бай, Ленин!"

Его героиня, убежденная коммунистка, выпала из реальности (с ней случился инфаркт) в минуту роковую для своей страны. Очнулась она уже в другой стране: Берлинская стена рухнула, и капиталистическая Германия поглотила социалистическую. Сын, убежденный гуманист, постарался оградить от новой реальности свою маму, чтобы не ввергнуть ее в новое психологическое потрясение. Она прикована к постели дома, и ей показывают старые фильмы про достижения ГДР и Советского Союза. Имитировать прошлую жизнь - дело хлопотное, но молодой человек старается, как может, и мы видим, сколь благотворное влияние на здоровье мамы оказывает такая симуляция.

В этом и фокус Октября, который взял в заложники миллионы мирных граждан и не отпускает. А тут еще так называемый "стокгольмский синдром". Это когда жертвы начинают сживаться со своими мучителями.

Идейное заложничество - штука посильнее чем заложничество физическое. Тем более, когда идеалистки-мамы и идеалисты-папы с головы до пят защищены броней историко-революционных мифов.

Что же касается поколения их детей, не столь романтичных и любознательных до истории, то для него СССР уже перестал быть реальным прошлым, это легенда, сказка, как утонувшая Атлантида, как побежденная Троя.

И собственно Советский Союз для всего прогрессивного человечества теперь не страна победившего социализма, не маяк, а мода, бренд, товарный знак. То же самое можно сказать про Ленина. Потому и затягивается с ним прощание.

Как выяснилось на прошлой неделе, не с ним одним.

Не говори ему

"Прощай!"

Что происходит с отцом Палестинской нации в прямом эфире? Ничего особенного. Арафат из живого человека трансформируется в мифологического. Живой помирает, мифологический зачинается. В новостных программах Арафат уже раза три скончался. Наконец, была выработана компромиссная медицинская формулировка: "Он не умер, но это не значит, что он жив".

Отсюда один шаг, чтобы констатировать: "Вечно живой". Но, чтобы перевести человека, пребывающего в коме в новую для него ипостась, надо преодолеть ряд технических затруднений. Во-первых, назначить законного преемника. Для этого распространяется информация о том, что Арафат вышел из комы и улыбнулся, а также кому-то пожал руку. Во-вторых, надо решить проблему с захоронением. По этому вопросу идут интенсивные политические консультации. Наконец, самый деликатный вопрос об отключении аппарата искусственного дыхания.

Есть маленькая надежда, что оно не случится в прямом эфире. Ожидание шоу окончательной кончины Арафата и его воскресения в качестве бессмертного мифологического героя несколько затягивается.

...А накануне в прямом эфире человечество сказало: "Good morning, мистер Буш!" Сенсация в том, что победил в президентской гонке тот, кто проиграл в теледебатах по всем статьям. Так что слухи о всесилии телевидения (и кино - вспомним Майкла Мура) на деле сильно преувеличены.

Юрий Богомолов

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

СМИ и соцсети