10.11.2004 02:00
Общество

Должен ли доктор отвечать за свою ошибку?

Сколько стоит врачебная ошибка, определит суд
Текст:  Александр Лосото
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3625)
Читать на сайте RG.RU

Они намерены обжаловать его в вышестоящей судебной инстанции. Во время операции липосакции (отсасывания жира) у 23-летней лауреатки конкурса "Мисс Россия" остановилось сердце. В результате поражения головного мозга девушка уже больше года находится в коме. Суд приговорил хирурга Игоря Воробьева и анестезиолога Юрия Свириденко к шести месяцам заключения условно с запрещением заниматься медицинской деятельностью в течение полутора и двух лет соответственно. Родным это решение показалось слишком мягким...

С увеличением числа частных медицинских центров, с распространением правовой грамотности населения растет и количество судебных исков, предъявляемых к медицинским работникам.

Имеет ли доктор право на ошибку? Кто должен за нее расплачиваться?

О цене врачебной ошибки корреспондент "РГ" беседует с член-корреспондентом РАМН, профессором, президентом Национальной ассоциации медицинского права, заведующим кафедрой медицинского права ММА им. И.М. Сеченова Юрием Сергеевым.

От главврача до прокурора

- Юрий Дмитриевич, как часто лечение больного заканчивается в суде?

- В США, по данным Национального института здоровья, из-за врачебных ошибок ежегодно умирают 100 тысяч американцев. Больше, чем в результате дорожно-транспортных происшествий, убийств, самоубийств и несчастных случаев на производстве.

В России, увы, не ведется статистики не только гражданских исков к врачам, но даже уголовных дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора медработникам. Правоохранительные органы традиционно считают такие дела малозначимыми. Но для общества они имеют очень большое значение. Предполагаю, что в год подаются тысячи, а вероятнее, даже десятки тысяч судебных исков к врачам. К сожалению, не отлажен механизм их рассмотрения. Пострадавший должен обладать отменным здоровьем, чтобы в течение года-полутора доказывать свою правоту. Надеюсь, что появление мировых судей сделает рассмотрение дел более оперативным. Это пойдет на пользу как самим пострадавшим, так и медработникам, теряющим в судах бездну времени.

- Что может предпринять человек, считающий, что его неправильно лечили?

- Сначала лучше обратиться к руководителю лечебного учреждения. Разумный главный врач поможет исправить допущенные ошибки, чтобы конфликт не пошел дальше. Можно написать заявление в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Еще один путь - направление в судебные инстанции гражданского иска с требованием возместить причиненный материальный ущерб (продолжительность лечения, затраты на восстановление здоровья, реабилитация в виде санаторно-курортного лечения) и компенсировать моральный вред. В особо тяжелых случаях можно обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в отношении конкретных медработников.

- На врачей каких специальностей чаще подаются иски?

- На тех, кто принимает ответственные решения и чьи ошибки особенно заметны: на хирургов, акушеров-гинекологов, педиатров, врачей "Скорой помощи". Растет количество гражданских исков к частным стоматологам. Заплатив, человек требовательнее относится к качеству лечения.

- Наказуемо ли разглашение врачебной тайны?

- В 1997 году из Уголовного кодекса исчезла самостоятельная статья об ответственности за ее разглашение, повлекшее особо тяжкие последствия. В действующем УК ответственность также предусмотрена, но несколько размыта. О судебных разбирательствах таких дел в последние годы мне не известно.

Страховка - не индульгенция

- А за что доктор может быть действительно серьезно наказан?

- Врача, совершившего деяние, приведшее к смерти пациента, можно привлечь к ответственности по крайней мере по двум статьям УК. Первая - неоказание помощи больному, это статья 124. Вот пример из практики. В хирургическом отделении центральной районной больницы умер 46-летний мужчина от прободной язвы желудка. Бездействовавшие хирурги попытались переложить бремя ответственности на пациента, заявив, что он якобы отказался от операции. Эта ложь была разоблачена врачом-терапевтом и соседями больного по палате. Вторая "ответственная" статья УК - причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Максимальное наказание для врача - пять лет лишения свободы с запретом заниматься медицинской деятельностью в течение еще трех лет.

- Сейчас у всех на слуху трагедия, случившаяся с вице-мисс России Екатериной Суминой из Самары.

- Кроме понятий врачебного правонарушения и врачебной ошибки, есть еще понятие "несчастья в медицине", юридического казуса (случая). Бывают осложнения, которые невозможно предусмотреть. Например, обусловленные крайне индивидуальными особенностями организма. Естественно, врач в такой ситуации не несет ответственности. Что же касается липосакции, то эта косметическая операция не так безобидна, как принято думать. И случай с Екатериной Суминой - далеко не единственный. Кстати, косметологи наряду со стоматологами сейчас выходят в лидеры по количеству предъявляемых им гражданских исков. Врач должен помнить, что любое медицинское вмешательство - это риск. В частности, выполняя липосакцию, следует быть готовым в любой момент начать реанимацию.

- Кто решает вопрос о виновности врача?

- Суд назначает комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, проводимую несколькими специалистами. Если они придут к выводу, что в конкретной ситуации в данном медицинском учреждении медработник сделал все возможное, то винить его не в чем. Но для пациента не столь важно, почему у него, например, неправильно срослись кости: из-за ошибки травматолога или просто потому, что "не повезло". В любом случае он должен получить материальную компенсацию. Но для этого необходимо обязательное страхование профессиональной ответственности медработников.

- Что это значит?

- Каждый практикующий врач должен быть застрахован от врачебной ошибки, вызванной объективными обстоятельствами: несовершенством медицинской науки и практики, непредсказуемым течением ряда заболевания, особо атипичными осложнениями, появлением неизвестной ранее болезни. Конечно, страховка не означает индульгенцию на все случаи жизни. Не может страховаться врачебная халатность, преступная небрежность и самонадеянность или, скажем, ошибка, совершенная доктором, находившимся в состоянии опьянения. Тогда ответственность должен нести сам виновный. Это общемировая практика. Обязательное же страхование профессиональной ответственности медицинских работников необходимо ввести в России как можно скорее.

- А что мешает? Ввели же автогражданку.

- К сожалению, бюджетным лечебным учреждениям страховка не по карману. В готовящемся много лет многострадальном законе о здравоохранении есть статья об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников. Но уже сейчас планируется, что она будет введена позже отдельным федеральным законом. Что касается частного сектора здравоохранения, то страховка профессиональной ответственности уже сейчас должна стать обязательной.

Кто защитит доктора?

- Чьи права сегодня защищены лучше - медработника или пациента?

- Давайте заглянем в "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" - главный на сегодня документ, регулирующий медицинскую деятельность. Мы обнаружим там 18 статей о защите прав пациента и лишь одну, и то "усеченную", - о правах врача. Эту диспропорцию надо устранять, но, конечно, не за счет ущемления прав больного.

- Врач должен быть застрахован на случай заражения, смерти?

- Медработники постоянно сталкиваются с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом. Реальной опасности подвергаются хирурги, патологоанатомы, судебные медики... Надбавки к зарплате некоторым категориям медиков - это компенсация вредности труда, а не страховка. Предусмотренных в законодательстве выплат в особо тяжких случаях явно недостаточно. Надеюсь, что в новом законе о здравоохранении эти моменты будут учтены.

- Сегодня пациентов часто просят подписать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство.

- Согласно 32-й статье упомянутых "Основ", доктор обязан получить согласие пациента на любое медицинское вмешательство, будь то рентген, УЗИ, взятие крови из вены на анализ, а тем более операция. Исключение составляют пациенты, не способные выразить свою волю (находящиеся без сознания), больные особо опасными инфекциями, острыми психическими расстройствами, а также лица, совершившие преступления. Врач должен доступно рассказать пациенту об альтернативных методах лечения, предупредить о возможных осложнениях. Информированное добровольное согласие призвано разрушить распространенную у нас патерналистскую систему взаимоотношений, когда врач как отец родной, а пациент - как дитя неразумное. То есть когда пациент слепо, а иногда и вовсе бездумно вверяет свою жизнь и здоровье медицинскому работнику. Этот документ - важнейшее завоевание нашего здравоохранения, он объединяет усилия врача и пациента.

- 27 октября "Российская газета" опубликовала письмо читателя, которого в стоматологической поликлинике заставляли подписать довольно оригинальный вариант информированного добровольного согласия. В нем сказано, что пациент понимает, что хирургическое вмешательство под любым видом анестезии может привести к полной утрате трудоспособности и даже к смерти...

- Умереть можно и от обычной инъекции. Известны случаи тяжелой аллергической реакции даже на димедрол, который применяется как раз для борьбы с аллергией. И все же данный конкретный документ мне кажется не вполне корректным. В информированном согласии пациента должны быть более предметные указания, а не абстрактно-устрашающие.

- Юрий Дмитриевич, кто сегодня еще защищает законные интересы граждан в сфере охраны здоровья и одновременно права врача?

- Например, Национальная ассоциация медицинского права. В нашу некоммерческую организацию входят около 100 лечебных учреждений, страховых медицинских компаний, высших учебных заведений, экспертных бюро, адвокатских фирм по всей России. Уже два года издается федеральный научно-практический журнал "Медицинское право", освещающий практические вопросы профилактики профессиональных и должностных правонарушений медработников, защиты прав пациентов, правовые аспекты биоэтики и деонтологии.

Здоровье