12.11.2004 00:00
Общество

Владимир. Чем живет деревенская школа

Деревенская школа учит не хуже городской
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (3628)
Читать на сайте RG.RU

Неудовлетворенный спрос

Если попросить директора сельской школы подробно расписать, в чем нуждается его образовательное учреждение, а потом все нужды свести в один реестр, то обнаружится, что для его «погашения» потребуется сумма, составляющая не один областной бюджет.
Во Владимирской области 591 общеобразовательная школа, из них 326 расположены в сельской местности. А диапазон «неудовлетворенного спроса» деревенского образования весьма широк: от ремонта, новых окон, дверей, оборудования мастерских, спортинвентаря и стадиона до литературы для библиотеки, образовательных новаций и дополнительных медицинских программ.

Но жить приходится по принципу "не до жиру – быть бы живу" и находить собственный выход из материальных проблем.

– Из года в год при подготовке школы к новому учебному году возникает одна и та же проблема – недостаточность финансирования. Вернее, отсутствие всякого финансирования. Вряд ли 30 тысяч рублей, выделенных районной администрацией, можно назвать финансовой поддержкой, – делится Марина Виленчиц, директор школы из деревни Кипреево, что в Киржачском районе. – Поэтому какие-то средства зарабатываем сами. Хотя – что мы можем? Например, сдавали в аренду школьный автобус…

Меценат государство не заменит

Конечно, в отличие от городской школы, многие дополнительные услуги, консультации, занятия, учебники в сельской по-прежнему бесплатны. 
– В этом наше преимущество, – считает Николай Скулов, директор Перовской средней школы из Гусь-Хрустального района, и добавляет: – У нас, между прочим, и все учебники для детей бесплатны.

В деревне Перово более восьмидесяти учащихся. И, чтобы обеспечить всех бесплатными учебниками, требуется немалая сумма. Бюджет на это денег не выделяет.

– Спонсоры помогли? – интересуюсь у Николая Игоревича.

– Пока обходимся своими силами: зарабатываем в колхозе, в местном лесничестве, – отвечает он.

Надежная опора образования в деревне – совхозы-шефы – рухнула, а с меценатами здесь туго. Директора регулярно обращаются к частным предпринимателям, и не всегда получают отказ. Но такая помощь – это, скорее, частность, а не система, на которую можно рассчитывать.

Иван Ишков, директор Ильинской средней школы в Судогодском районе говорит прямо:

– Спонсоров пока только по телевизору видел, да и не их это задача – поднимать образование на селе. О достойной жизни педагогов, а значит, образования на селе, должно думать государство.

Но, оказывается, не все так плохо. Например, не испытывала особых проблем при подготовке к нынешнему учебному году Новоселовская средняя школа в Киржачском районе. Только на ремонт спортивного зала ей выделили из областного бюджета 300 тысяч рублей.

– Финансирование было на достойном уровне. Наконец-то наметились положительные сдвиги, и можно строить планы, – рассказывает директор школы Валерий Батин.

– У нас огромное трехэтажное здание на 600 человек. Содержать его удовольствие не из дешевых, поэтому на все пока не хватает. Но в этом году удалось сделать много: заменили дверные проемы, приобрели мебель, установили второй отопительный котел, – радуется вместе  с коллегой директор соседней Филипповской школы Надежда Мафина.

И таких примеров в области все больше.

Деревня – парадоксов друг

Образование по-деревенски полно парадоксов. В глубинке области в поселке имени Воровского школа появилась 120 лет назад. Тогда в неказистой деревянной постройке учились 50 учеников и работал всего один учитель. Сегодня и учеников здесь больше, и учителей, да и здание школы куда солиднее. Вот только теперь она почему-то считается городской, а значит, лишена сельских льгот, и прежде всего – по оплате труда учителей.

Не развито здесь и попечительство. Но виной тому не жадность здешнего населения, а низкий уровень жизни. Единственный местный заводик давно дышит на ладан. По причине бедности и безработицы в поселке хватает "трудных" – это по-старому, а по-новому – "социально запущенных" детей. Однако, несмотря на все сложности, учителя не опускают руки. Вместе с учениками выпускают единственную в Судогодском районе школьную многотиражную газету. И вот пробили очередную брешь в этом замкнутом круге – оборудовали небольшой компьютерный класс.  Дети в настоящем медвежьем углу приобщаются к информатике с социально-экономическим уклоном со второго класса!

Два года назад в стране начала действовать президентская программа "Компьютер – в каждую сельскую школу". А в Селивановском районе возникли трудности с ее внедрением. Некоторые школы были построены еще в начале прошлого века, причем по традиции того времени – на отшибе, за сельской околицей. Ни охрану обеспечить таким школам невозможно, ни специалистов в области информатики не найти.

И в районном отделе образования нашли выход. Создали компьютерные центры на базе двух крупнейших школ района – Малышевской и Красногорбатской. Закупили специальную мебель, оборудовали в соответствии со всеми современными требованиям, составили расписание занятий, обеспечили базовые школы транспортом, чтобы возить ребят из других сел на занятия. Благодаря такому подходу все дети имеют доступ к компьютеру не только на уроках информатики, но и на математике, физике, химии и литературе.

– Что касается разницы в уровне подготовки городского школьника и селянина – это миф. Нынче наш выпускник поступил в столичный экономический вуз, сдавал историю. По итогам экзаменов был лучшим. Когда преподаватели института узнали, что он из сельской школы, не поверили, – говорит Надежда Мафина.

– Уровень подготовки наших учеников значительно выше, чем городских. Две трети наших выпускников ежегодно поступают в вуз, – вторит ей с гордостью коллега Валерий Батин.
Да и откуда взяться этой разнице в качестве знаний? Учителя в сельской и городской школе ничем не отличаются: в одних вузах учились, одинаково проходят аттестацию. Более того, в деревне и текучка меньше, и наполняемость классов не такая высокая, как в городе. Это значит, что есть возможность больше внимания уделять каждому ученику, и если ребенок действительно хочет получать знания, возможностей для этого предостаточно.

Может быть, городские дети более раскрепощены, более коммуникабельны, чем деревенские, и активнее демонстрируют уровень подготовки? Хотя и  это аксиома не для всех. Например, в Головинской средней школе Судогодского района работают 17 кружков разного профиля. А особым успехом у школьников пользуется секция… горного туризма.

Бегство физика

– Сельскую школу я не променял бы на городскую. Здесь легче в моральном отношении. Более открытые, мягкие дети, – утверждает Николай Скулов.

В свое время Николай Игоревич променял город на деревню, вместе с ним из Гусь-Хрустального, оставив хорошую работу в районо, переехала его жена, преподаватель литературы Татьяна Борисовна. И вот уже много лет любой их поход по деревне, словно розами, усыпан бесконечными "здравствуйте": что ни шаг, то приветствие односельчан.
Татьяна Борисовна родом из этих мест. На кладбище у сельского храма покоится не одно поколение ее предков – учителей и священнослужителей. Она из известного рода Процеровых, общий педагогический стаж представителей которого насчитывает тысячу лет. А ее отец Борис Процеров был завучем в той самой Мизиновской школе, где преподавал после ссылки Александр Солженицын. Он вручал писателю по его возвращении в эти места документы о реабилитации.

Так что на решение повлиял не только дом, обещанный директором СПК "Перово", но и, если хотите, зов крови.

В Гусь-Хрустальном районе немало семейных династий со стажем за триста лет. Педагогический стаж семьи Волковых из деревни Парахино, например, уже приблизился к пятистам годам. Такие люди составляют сегодня духовную основу образования на селе. Как правило, многие уже в преклонных годах. А есть ли им смена?

– Молодых специалистов мало. Приходят юноши, выпускники педагогических вузов, и не скрывают, что сельская школа для них – способ освободиться от армии. Наверное, кто-то попривыкнет, обзаведется семьей, останется. Но, как правило, такие учителя ненадолго. И их можно понять: кто поедет в село на зарплату в две тысячи, когда в городе можно заработать больше? – говорит директор школы из Киржачского района Валерий Батин.

– Пока школа укомплектована специалистами полностью, – оценивает кадровую проблему Марина Виленчиц. – Катастрофа будет лет через пять-десять, когда наши сегодняшние педагоги уйдут на пенсию.

Старение кадров и отсутствие молодого пополнения – типичная проблема для всех деревенских школ. Кто-то выходит из положения с помощью учителей-совместителей, кто-то рассчитывает на своих выпускников – студентов педуниверситета, кто-то, благодаря сохранившимся шефским связям с хозяйством, может пригласить на работу с жильем переселенцев из бывших советских республик. Но это все частности. И школьные руководители едины во мнении: чтобы привлечь молодых в деревню, нужны жилье и достойная зарплата.

– Мы могли бы набрать недостающих специалистов, да только где их разместить? Это не прошлые времена, когда бабушки  за учителей  буквально в драку бросались, у кого они жить будут. Сейчас все решают деньги, а много ли сельский педагог может дать? – сетует Иван Ишков, директор Ильинской средней школы из Судогодского района. – У нас третий год работает молодой физик, умница, аспирантуру заканчивает. Живет в крохотной комнатенке в жутких условиях. Думаю, потерпит еще годок-другой и сбежит.

Образование Владимирская область Центральная Россия