И все же главное назначение Стабфонда - служить своеобразной страховкой от резкого падения цен на мировых рынках, а также "стерилизация" нефтедолларов, поступающих в страну, как этого требует разумная денежно-кредитная политика. Но проблема в том, что фонд стал наполняться слишком быстро. Уже к концу текущего года его объем достигнет 600 млрд. рублей, и по оценке экспертов из Центра развития, при сохранении средней цены на нефть 30 долларов за баррель, каждый год его объем будет увеличиваться на 400-600 млрд. рублей, то есть будет расти в разы. Так что же, так и "сидеть" на этих деньгах, вкладывая их в доходные облигации иностранных государств, спасая от инфляции? Намного более естественно, и это стало понятно совсем недавно - уменьшить нефтедолларовый поток в фонд, перенаправив часть денег в бюджет. А остальные "излишки" - то, что превысит 500 млрд. рублей - направить на погашение внешнего долга.
Естественно, что вокруг "дармовых" нефтедолларов, в особенности когда речь идет о том, как их "эффективнее" потратить, сталкиваются самые разные интересы. Экономистам надо позаботиться о сохранении макроэкономической стабильности. А, например, минфину, кроме всего прочего - скроить бездефицитный бюджет. Стране же в целом жизненно необходимо строить дороги, развивать науку и технологии, поддерживать образование, проявив тем самым заботу о будущих поколениях. Как, впрочем, и об уходящих: дефицит Пенсионного фонда, как известно, нарастает из-за уменьшения социального налога (ЕСН) - так почему бы не воспользоваться благоприятной нефтяной конъюнктурой и не помочь пенсионерам?
Между тем эксперты выделяют несколько направлений использования "экстра-денег". Во-первых, их можно направить на погашение внешнего долга России перед МВФ и Парижским клубом. По оценке Центра развития в случае сохранения высоких цен на нефть (около 30 долларов за баррель) весь долг можно будет выплатить за 8-10 лет.
Во-вторых, за счет "излишков" можно финансировать социальные проекты, ликвидировав, прежде всего, дефицит Пенсионного фонда.
И, наконец, буквально "свалившиеся с неба" деньги можно направить в виде инвестиций в приоритетные для государства направления - в инфраструктурные проекты, прежде всего - транспортные, в инновационные проекты и прочее.
Между тем ожидаемое решение правительства по поводу Стабфонда касается прежде всего расходов в 2006 году (к тому времени излишки могут перевалить за 60 млрд. рублей). На следующий финансовый сезон все более-менее определилось в проекте бюджета-2005, который благополучно прошел уже два чтения в Госдуме. В следующем году излишки Стабилизационного фонда будут тратить на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. А что потом?
Этот вопрос недавно обсуждали "на круглом столе" - "Стабилизационный фонд: на что и как потратить?" - в Высшей школе экономики. Но бурных дебатов не случилось. Хотя заявленная тема обещала немало жарких моментов. Однако, как выяснилось, "поспорить" собрались в основном те, кто придерживается консервативно-острожного, как они сами выразились, подхода к этой проблеме. То есть никаких резких движений и разбазаривания средств на текущие расходы. Кроме того, директор Департамента финансовой политики минфина России Алексей Саватюгин еще раз напомнил, что в правительство уже отправлен согласованный со всеми финансово-экономическими властями проект концепции развития и использования средств Стабилизационного фонда. Представители всех этих ведомств и составили дискуссионный костяк "круглого стола". Так что спорить особо было не о чем. Или не имело смысла, раз уже все согласовано.
Тем не менее разговор получился любопытный. Критическим для России может стать цена 15 долларов за баррель. Тогда правительству будет весьма не просто выполнять обязательства по бюджетным расходам, а многие из них придется секвестировать. Правда, в близость такого сценария никто из присутствующих на "круглом столе", похоже, не верит, но все считают, что готовиться к худшему все-таки надо. А значит, беречь средства Стабфонда и разумно расходовать излишки. Судя по словам Алексея Саватюгина, в предложенной правительству концепции самой эффективной тратой излишков фонда признана выплата внешнего долга, в том числе и досрочная. Причем упор предлагают сделать на самый "дорогой" долг - Парижскому клубу. Минфин не исключает и направление средств на перспективные проекты, но с некоторыми оговорками. Например, их эффективность должна быть не менее 7 процентов в год, поскольку именно такую "экономию" дает досрочное погашение внешнего долга. Правда, механизм отбора инвестиционных проектов находится пока в стадии обсуждения.
Кроме того, минфин предлагает повысить так называемую "цену отсечения" нефти с 20 долларов до 21-21,5 доллара за баррель, после того как Стабфонд достигнет планки в 500 млрд. рублей. Дело в том, что у Стабфонда два основных источника пополнения: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти и нефтяная экспортная пошлина. Сейчас в фонд "отсекаются" сборы, которые идут с той части цены нефти, которая превышает 20 долларов за баррель. Иными словами, если поднять цену отсечения, то на бюджетные нужды пойдет больше средств, чем сейчас. По расчетам экономистов, разница только в 1 доллар повышает доходы бюджета на 48 млрд. рублей. Таким образом, Стабфонд как бы поделится своими средствами с социальной сферой.
Но, похоже, у этой части концепции развития Стабфонда есть серьезный оппонент. Внимательно выслушав представителей всех финансово-экономических ведомств, слово взял советник президента Андрей Илларионов. Он задал сам себе несколько вопросов и тут же на них ответил. Во-первых, цена отсечения, на его взгляд, должна быть не более 10-12 долларов за баррель. И пересматривать ее надо как можно реже, лучше - один раз в 10 лет. Тогда Стабфонд действительно будет надежной страховкой. Во-вторых, излишки фонда ни в коем случае нельзя тратить на трубопроводы, аэропорты, гранты писателям и прочее. Илларионов в связи с этим даже предложил на здании минфина установить большие неоновые буквы: "Нельзя!" А что же можно? По мнению Илларионова, деньги Стабфонда можно тратить только вне страны, например, на строительство консульств, домов дружбы, на создание престижного имиджа России, на размещение военных баз. При этих словах зал "охнул". "Это я теоретически рассуждаю", - успокоил собравшихся советник президента. И тут же начал говорить о досрочной выплате внешнего долга, поддержав предложение минфина, как наиболее эффективное на данный момент. Что касается латания дыр в бюджете Пенсионного фонда, то здесь все были единодушны: это временная и вынужденная мера, которая просуществует всего год.
Эту тему корреспонденты "РГ" продолжили уже после "круглого стола" с научным руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем. "Пенсии ни в коем случае не должны зависеть от цен на нефть, - подтвердил Евсей Томович. - В бюджет деньги должны поступать всегда, а в Стабфонд - только при высоких ценах на нефть. И мы не можем ставить пенсии в зависимость от нефтяных цен, то есть платить, когда цены высокие, и не платить - когда низкие".
И все-таки, наверное, не стоит обольщаться столь завидным единодушием среди экспертов и представителей министерств и ведомств. Как сказал ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, за рамками "круглого стола" в Высшей школе экономики сторонников концепции минфина не так уж много. Так что настоящие дискуссии еще впереди. Предвидя их, один из крупных бизнесменов заметил, что бизнес и сам может найти деньги на интересные проекты "будущих поколений", тем более если они обещают хорошую отдачу. Для бизнеса гораздо важнее экономическая стабильность в стране. И какое бы решение ни приняло правительство, главное, чтобы с излишками нефтедолларов из Стабфонда не "выплеснули бы ребенка". Ни при каких обстоятельствах он не должен превратиться в дырявый карман. А поэтому, возможно, уже сегодня надо подумать о том, как полнее наполнить эти закрома родины. Расходы бюджета растут с каждым годом, и не исключено, когда придет "час икс", 500 миллиардов рублей уже будет недостаточно, чтобы подстраховать упавшие от снижения цен на нефть доходы государства.