16.11.2004 07:00
Власть

Борьба за власть по новым правилам

После осенне-зимних губернаторских кампаний борьба продолжится с "закрытым забралом"
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3630)
Читать на сайте RG.RU

Таким образом, "всенародно избранные" в течение ближайших недель региональные лидеры имеют все шансы получить впридачу к официальному служебному удостоверению негласный титул "предпоследних из могикан". "Предпоследних" - потому что "последними", строго говоря, окажутся некоторые их коллеги, тоже прошедшие горнило выборов, которых президент просто-напросто переназначит по истечении срока их полномочий. За это тоже пойдет (и уже началась) подковерная, но весьма ожесточенная борьба.

Нынешние же кампании - последний шанс для кандидатов и стоящих за ними "групп влияния" вступить в "решительный бой" с открытым (или полуоткрытым) забралом.

По мнению Ростислава Туровского, руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий, нам "предстоят очень интересные выборы". На них попытаются прорваться во власть или хотя бы просто заявить о себе региональные группы влияния или особо амбициозные политики. Это подтверждает и высокая напряженность борьбы, и большое число кандидатов, и то, что во многих регионах в борьбу включились федеральные финансово-промышленные группы.

Вполне объяснимый интерес к последним выборам проявляют партии. По словам Туровского, любопытную тенденцию в ходе осенне-зимних региональных кампаний демонстрирует "Единая Россия". Она оказалась "не такой уж единой, а подверженной внутренней борьбе", что неудивительно, так как в регионах партия власти представляет собой коалицию различных групп. Даже несмотря на официальное решение центральных партийных органов о поддержке того или иного кандидата, в бой нередко вступают и другие члены "ЕР". Так, например, произошло на Камчатке: единороссы устроили "что-то типа праймериз", когда выдвинулись сразу четыре кандидата от "ЕР", или в Ульяновске (трое партийцев в списке претендентов).

С другой стороны, губернаторские выборы становятся "последним шансом" и для левых партий. Ряд губернаторов, которые стремятся быть переизбранными, "родом из КПРФ", и возможность назначения руками президента для них кажется достаточно призрачной. "Управляемость выборами, на мой взгляд, очень средняя, и на ход кампании оказывают очень большое влияние местные расклады и конфликты", - подытоживает Туровский. - Во многих случаях итоги голосования предсказать достаточно трудно".

Кому важно использовать последнюю возможность вступить в ряды "политических могикан"? По мнению Туровского, это в первую очередь представители бизнеса. "Алюминиевые", "рыбные", "стальные" и прочие кандидаты составляют весьма заметную и существенную прослойку.

Крайне активны практически во всех регионах и мэры крупных городов. Они, как правило, тоже связаны с тем или иным крупным бизнесом. Но движет ими и другой мотив. Даже если активно продвигаемая сейчас идея назначения мэров крупных городов (по аналогии с губернаторами) не будет воплощена в жизнь, на ближайших муниципальных выборах борьба разгорится не в пример жестче прежней, поскольку именно на этот уровень переместится центр каких бы то ни было региональных политбаталий. Вырастет и уровень конкуренции. Поэтому мэры крупных городов уже сейчас достаточно серьезно заявляют о себе и начинают собственные, порой не спринтерские - за конкретное кресло, - а стайерские "гонки".

По мнению руководителя группы "Меркатор" Института географии РАН Дмитрия Орешкина, интересны не столько нынешние кампании, сколько то, что будет происходить после окончания последних прямых выборов. Центральная власть, по мнению политолога, окажется в довольно сложном положении. На политическом поле образуется достаточно неоднородная смесь из "избранных" и "назначенцев", и придется либо предлагать многим губернаторам подать в отставку (чтобы через полгода назначить их же или кого-то другого на их места), либо ждать, пока естественным образом истечет срок их легислатуры. Смысл избирательных нововведений при столь долгом "сроке ожидания" существенно мельчает, а то и вовсе сходит на нет. Значит, федеральный центр в ближайшем будущем продемонстрирует несколько ноу-хау в сфере взаимоотношений с регионами - от выкручивания рук до изощренного торга с местными лидерами и теми, кто стоит за их спиной. При этом губернаторы, избранные в 2004 году, проявят самую большую несговорчивость - "какой был бы смысл продлевать полномочия, если их придется досрочно складывать", замечает Орешкин.

В нынешних кампаниях кандидаты ведут себя достаточно резко и напористо, во многом апеллируя к протестным настроениям граждан. Однако Дмитрий Орешкин, как и его коллега, не считает, что после выборов-2004 карта России может "пойти красными пятнами". "В регионах сформировались и заматерели местные элиты, - говорит он. - Если 5-7 лет назад сменить губернатора было относительно легко, то сейчас действующие главы регионов научились управлять законодательными собраниями, которые прежде были к ним в резкой оппозиции, свели под корень все "контрэлементы" в своих регионах. Слабых съели, новым вырасти не дали". Поэтому в отличие от Ростислава Туровского Дмитрий Орешкин считает итоги выборов достаточно предсказуемыми: массовых переизбраний на них не предвидится, действующие лидеры в большинстве своем останутся у власти.

Что же касается мэров, то их предвыборные кампании, считает Орешкин, станут "клапаном в кипящем котле" региональных политических страстей. "Кипяток", путь которому закрыли на губернаторском уровне, по принципу сообщающихся сосудов перетечет на муниципальный уровень - и горе ошпарившимся. Чтобы избежать политических катаклизмов на этом уровне, по мнению Орешкина, необходимо максимально развивать и поддерживать институты гражданского общества, способные взять политических деятелей под контроль, выдвигать некие компромиссные фигуры и т.д.

Ростислав Туровский добавляет: не исключено, что со временем в избирательные новации будут внесены негласные уточнения и дополнения. В относительно благополучных регионах, где нет необходимости немедленно смещать местных начальников, расписавшихся в собственной недееспособности, возможно, по договоренности федерального центра с правящими республиканскими бюрократиями нынешние "бессменные" руководители республик будут аккуратно смещаться, например, на должности спикеров законодательных собраний. А их место законным образом займут хорошо обученные и полностью лояльные преемники.

Регионы