17.11.2004 04:00
Власть

Новая схему выборов в первом чтении

Депутаты определяют, какой быть исполнительной власти в регионах
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3631)
Читать на сайте RG.RU

Опасаются они, что избранный не всенародно, а Законодательным собранием по представлению президента губернатор будет меньше заботиться об интересах граждан, меньше заниматься проблемами региона, а больше выстраиванием отношений с федеральными чиновниками. Думцы, впрочем, согласны, что на нынешнем этапе допустимо изменить роль и место губернатора в региональном пространстве. Он, по словам вице-спикера нижней палаты парламента Георгия Бооса, будет уже не лидером региона, а менеджером исполнительной власти.

В таком случае, считают на Охотном Ряду, надо предусмотреть, чтобы региональные интересы были защищены. А лидерские функции, как и ответственность за их исполнение, взяла на себя региональная законодательная власть. С заксобраниями нужно советоваться при подборе кандидатов на губернаторское кресло. У Заксобрания должно быть право инициировать отставку губернатора. Совершенствуя законопроект о новом порядке избрания глав субъектов Федерации ко второму чтению, которое запланировано на первое декабря, депутаты предполагают реализовать эти идеи.

А на вчерашних парламентских слушаниях в Госдуме, где, как заметил зампред думского Комитета по делам Федерации и региональной политике Юрий Конев, законопроект "разобрали по косточкам", были определены, в каких именно уточнениях нуждаются концептуально поддержанные Думой нормы, которые предложил президент. Впрочем, точки зрения участников дискуссии иногда оказывались прямо противоположными. Законопроект критиковали за то, что понятное слово "избрание" заменено в нем на невразумительное "наделение полномочиями". И за то, что автор законодательной инициативы остановился на полпути и не предложил губернаторов просто назначать без оглядки на Законодательное собрание. Другие, напротив, рекомендовали при доработке документа внести в него норму, которая позволила бы выдвигать кандидатов в губернаторы и заксобраниям, и политическим партиям, и группе избирателей, составляющей один процент от их общего числа в регионе. По словам Владимира Рыжкова, независимые депутаты Госдумы внесут 37 поправок к законопроекту. Они предлагают обязать президента представлять региональным парламентам не менее двух кандидатур на губернаторский пост и лишить его возможности своим указом распускать заксобрания. "Иначе их будут распускать за политическую позицию", что, по мнению Рыжкова, "может привести к гражданской войне".

Механизм роспуска Законодательного собрания субъекта Федерации при неутверждении им предложенной президентом кандидатуры губернатора является крайней мерой, заявил советник президента Сергей Самойлов. По его словам, этот механизм предусмотрен для разрешения конфликта между президентом и законодательным собранием. Самойлов не поддержал предложение Рыжкова об альтернативных кандидатах. "Мы уже были свидетелями патовой ситуации, когда Законодательное собрание Санкт-Петербурга целый год выбирало своего председателя, и законодательный орган субъекта был практически парализован", - напомнил он.

Самойлов отметил, что разработчики законопроекта опирались в первую очередь на российскую Конституцию: "Проведенное ранее разграничение полномочий между различными ветвями власти показали, что укрепление вертикали власти действительно требуется".

Некоторые представители и регионов говорили о том, что законопроект о новом порядке избрания губернаторов уже "дестабилизировал ситуацию в регионах, так как люди, имеющие виды на губернаторское кресло, говорят и делают только то, что может понравиться федеральной власти". Коммунист Александр Салий, представляющий парламент Татарстана, заявил, что законопроект утверждает "принцип личной преданности". "Президент не Всевышний, он не может все видеть, - сказал Салий, он слушает свой аппарат. А что если там найдется Гришка Распутин и нашего Путина собьет с пути?".

Однако заместитель Генпрокурора считает, что обстановку в регионах дестабилизируют не предложения президента о новом порядке формирования высшей исполнительной власти региона, а выборы в регионах. По словам Колесникова, действующий порядок избрания губернаторов на прямых выборах не обеспечивает демократической процедуры избрания. О какой демократии можно говорить, если 85-90 процентов собственности находится в руках кучки людей? При таком положении избрать можно любого, - заявил замгенпрокурора, - через манипулирование воли избирателей, их подкуп и использование "грязных технологий". Колесников сообщил, что в 2003 году в период избирательных процессов в регионах было зафиксировано более 10 тысяч нарушений закона, было возбуждено 53 уголовных дела. "Если будет реализовано предложение президента, этих нарушений можно будет избежать. Документ логично развивает положение основного закона страны о единстве системы власти в стране", - убежден замгенпрокурора.

Что же может быть исправлено в законопроекте во втором чтении? Участники дискуссии считают целесообразным, чтобы президент представлял кандидатуру губернатора не дважды, как сейчас прописано в документа, а трижды и только после этого получал право распустить несогласное Заксобрание. Они предлагают уточнить полномочия высшего должностного лица исполнительной власти региона, конкретизировав, как губернатор будет взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. По мнению участников парламентских слушаний, требуется уточнить основания для досрочного прекращения полномочий губернатора - "в связи с утратой доверия президента Российской Федерации" и "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Представляется возможным также определить норму, устанавливающую, когда президент вновь возвращается к процедуре представления кандидата в губернаторы в случае, если депутаты Заксобрания ее дважды отклонят.

Госуправление Госдума